Выброс вулкана Хунга достиг мезосферы

Результаты спутниковых измерений показали, что высота столба пепла и газа, выброшенного тихоокеанским вулканом Хунга (Хунга-Тонга-Хунга-Хаапай) во время январского извержения, достигла 58 км. Это наибольший показатель за все время наблюдений.

Извержение вулкана Хунга. Источник: NASA

Извержение вулкана Хунга произошло 15 января 2022 года. Оно стало одним из наиболее мощных в этом регионе за последние десятилетия. Выделившаяся энергия составила 10 мегатонн в тротиловом эквиваленте. Его звук был слышен даже на Аляске. По оценкам сотрудников геологической службы США, извержение Хунга стало самым «громким» со времен взрыва вулкана Кракатау в 1883 году.

Но извержение Хунга войдет в геологические летописи не только из-за своей громкости. Наблюдения, выполненные метеоспутниками GOES-17 и Himawari-8 ,показали, что оно также отметилось рекордной высотой. Выброшенный вулканом пепел и газ достиг мезосферы — слоя земной атмосферы, в котором сгорают метеоры и образуются серебристые облака.

На основе данных GOES-17 и Himawari-8 специалисты NASA создали анимацию, демонстрирующую развитие выброса Хунга. Она охватывает промежуток в 13 часов. По подсчетам специалистов, максимальная высота выброса составила 58 км, а площадь «пепельного зонтика» — 157 тысяч км², что сравнимо с территорией Таджикистана. Это наибольший показатель за все время спутниковых наблюдений. Предыдущий рекорд принадлежал извержению филлипинского вулкана Пинатубо в 1991 году. Его выброс достиг высоты 35 км.

Напомним, что недавно спутник проекта Sentinel-2 сфотографировал извержение вулкана Кракатау.

По материалам https://earthobservatory.nasa.gov