Вулканическое озеро показало, как жизнь могла бы сохраниться на Марсе

Микроорганизмы, живущие в кратерном озере вулкана Поас, могли бы существовать в условиях раннего Марса. Бактерия из рода Acidiphilium адаптировалась к агрессивной химической среде и высоким температурам и могла бы там выжить.

Вулканическое озеро Поас
Вулканическое озеро Поас. Источник: Justin Wang

Бактерия, выживающая в горячей кислоте

Вулкан Поас высотой 2700 м находится в Коста-Рике. В его кратере есть озеро, которое уже давно привлекает внимание исследователей внеземной жизни. Недавно ученые из Университета Колорадо в Боулдере опубликовали статью, в которой утверждают, что некоторые бактерии могли бы выжить в аналогичных условиях на Марсе.

Условия в кратере очень сложные для жизни. Вода здесь обладает высокой кислотностью и насыщена тяжелыми металлами. Температура колеблется от комнатной до той, когда раствор кислоты в водоеме начинает кипеть. Регулярно происходят извержения, которые изменяют химические и температурные условия и засоряют все пеплом и камнями.

Ученые выделили из образцов воды озера Поас ДНК живых организмов и убедились, что бактерии рода Acidiphilium имеют большой набор генов, которые помогают с нейтрализацией опасных веществ. Эти микроорганизмы способны добывать энергию из серы, железа, арсена, углерода, простых и сложных сахаров и даже гранул микропластика.

Вулканическое озеро на Марсе

Вулканическое озеро Поас чрезвычайно бедное сложной органикой, которой питается большинство микроорганизмов. Но, как показал пример Acidiphilium, источников энергии там хватает. Ученые предполагают, что именно в таких условиях жизнь могла зародиться не только на Земле, но и на Марсе.

А это значит, что остатки марсианских организмов нужно искать не там, где были реки, а в древних вулканических регионах. К примеру, в кратере Езеро, где сейчас работает ровер Perseverance.