Вспыхнет ли сверхновая во второй раз

Ученые утверждают, что сверхновая SN 2022joj может вспыхнуть во второй раз. Звездная система, в которой она взорвалась, состоит из обычной звезды и белого карлика, на котором и произошел взрыв. Его спектр показывает, что это может произойти снова.

Когда белый карлик вспыхивает как сверхновая

Сверхновые — это явление, когда звезды взрываются. Во многих случаях взрыв настолько сильный, что большая часть светила полностью разрушается и от него остается черная дыра или пульсар. Есть и другой тип сверхновых, которые называются Ia. Они происходят в тесных двойных системах, состоящих из обычного светила и белого карлика.

Именно такой является сверхновая SN 2022joj, которую в прошлом году наблюдали ученые. Она вспыхнула в далекой галактике, но астрофизикам все же удалось исследовать кривые ее блеска. И в них они нашли странные характеристики, которые позволили им предположить, что она может вспыхнуть во второй раз.

Обычно взрыв белого карлика происходит после того, как он длительное время вытягивает из второй звезды системы ее материал. Из-за этого его масса увеличивается и в какой-то момент пересекает так называемый предел Чандрасекара. Он взрывается как сверхновая и от него остается только пульсар, который на таком большом расстоянии невозможно увидеть.

Повторные взрывы

Однако достаточно редко белый карлик может превратиться в сверхновую дважды. Происходит это из-за того, что он не пересекает границу Чандрасекара. Чтобы так произошло, нужна достаточно редкая ситуация. Вторая звезда должна быть гелиевой.

Обычно белые карлики имеют внешнюю оболочку из водорода. Но когда они расположены рядом с гелиевой звездой, то материал, поступающий от нее, образует еще один слой, который наполнен вторым по номеру элементом периодической таблицы. В какой-то момент температура и масса гелия превышают определенную критическую отметку и он вспыхивает подобно тому, как это происходит на массивных звездах в конце их существования.

Гелиевая вспышка вызывает мощную ударную волну, которая встряхивает весь белый карлик и приводит к другим детонационным процессам. Это событие мы и видим как немного тусклую сверхновую типа Ia. Послетого как она погаснет, белый карлик продолжает оттягивать материал из звезды-компаньона.

Вспыхнет ли SN 2022joj во второй раз

На мысль о том, что сверхновая SN 2022joj может вспыхнуть во второй раз, ученых навела не только тусклость этой сверхновой, но и ее необычный спектр перед взрывом. За 11 суток до события наблюдался необычный двойной пик излучения. Он начинался как красный, но постепенно сместился в синюю сторону. Это то, что ученые ожидали увидеть в случае гелиевой вспышки.

Однако есть в этой сверхновой и кое-что, что не укладывается в предложенный сценарий. При повторном взрыве белого карлика из гелия должен образовываться изотоп никеля-56. Тип Ia вообще является одним из главных поставщиков тяжелых элементов во Вселенной.

Однако в SN 2022joj заметили линии дважды ионизированного железа. Оно не должно было бы образовываться при таком сценарии, и откуда оно взялось — непонятно. Однако ученые все же убеждены, что предложенное ими объяснение верно.