Вращение Земли установило новый рекорд в современной истории

Ученые зафиксировали кратчайший день на Земле с момента изобретения атомных часов. Согласно данным Международной службы вращения Земли и систем отсчета, 29 июня 2022 года вращение нашей планеты составило на 1,59 миллисекунды меньше обычного 24-часового дня. Предыдущий рекорд был зафиксирован 19 июля 2020 года, когда сутки сократились на 1,47 миллисекунды.

Вращение Земли увеличилось на 1,59 миллисекунды в сутки
Вращение Земли увеличилось на 1,59 миллисекунды в сутки. Фото: Unsplash

Земле требуется 86 400 секунд для того, чтобы совершить полный оборот вокруг своей оси. Чтобы установить точное время вращения, используют атомные часы. Этот прибор был впервые применен в 1950-х годах прошлого века.

По данным NASA, с 1820 года ученые задокументировали замедление вращения Земли. Но, согласно исследованиям, за последние несколько лет вращение планеты начало ускоряться, сказал директор Военно-морской обсерватории США Деннис Маккарти.

Почему увеличивается скорость?

У исследователей нет окончательного ответа на то, как и почему Земля иногда вращается чуть быстрее. Это может быть связано с ледниковой изостатической коррекцией или движением суши из-за таяния ледников, пояснил Маккарти. По его словам, Земля в ширину больше высоты, что делает ее форму похожей на сплющенный сфероид. В результате этого ледники на Северном и Южном полюсах отягощают земную кору. Поскольку ледники тают из-за климатического кризиса, давление на верхнюю и нижнюю части планеты меньше, что сдвигает кору вверх и делает Землю более круглой, сказал он. Такая форма помогает планете вращаться быстрее: когда Земля становится круглее, ее масса приближается к центру, что увеличивает скорость вращения, сказал Маккарти. Это то же явление, которое используют фигуристы, чтобы увеличить и уменьшить свою скорость вращения.

Удаление скоростной секунды

По словам Маккарти, с тех пор, как исследователи начали измерять скорость вращения Земли с помощью атомных часов, скорость вращения планеты замедлялась. В тех случаях, когда миллисекунды со временем накапливаются, научное сообщество добавляет к часам високосную секунду. По данным EarthSky, с 1972 года было добавлено 27 високосных секунд.

«Но в будущем из-за ускорения вращения Земли нужно будет отнять одну високосную секунду. Если такая тенденция сохранится, нам придется скорректировать время через 3 — 4 года», — сказал Маккарти.

Ранее мы сообщали о том, как GPS использует атомные часы.

По материалу CNN