Впервые за 33 года: полет «Союза» аварийно сорвался за 20 секунд до старта

Российская ракета «Союз 2.1а» с космическим кораблем «Союз МС-25» с экипажем из трех астронавтов, которые должны были добраться до Международной космической станции, не смогла взлететь из-за аварийной остановки за 20 секунд до запланированного старта. Пресс-секретарь NASA Роб Навиас сообщил во время прямого эфира: «Запуск «Союза» к космической станции был отменен». Эта внезапная отмена старта состоялась впервые в истории современной космонавтики россии.

Фото ракеты "Союз 2,1а" на стартовой площадке в Байконуре
Фото ракеты «Союз 2.1а» на стартовой площадке в Байконуре

«Такого еще никогда не было. В истории отечественной космонавтики вот так непосредственно перед командой «старт» пуски пилотируемых кораблей не отменяли. Различные эксцессы случались с беспилотными миссиями, но с пилотируемыми — нет», — сообщает агентство ТАСС.

Центр управления полетами NASA подчеркнул, что экипаж находится в безопасности, а все необходимые процедуры были выполнены.

Старт был запланирован на 21 марта в 15:21 по киевскому времени с космодрома Байконур в Казахстане. Экипаж «Союз МС-25» состоит из астронавта NASA Трейси Колдуэлл Дайсон, российского космонавта Олега Новицкого и космонавта из Беларуси Марины Василевской. Экипаж должен присоединиться к миссии Expedition 71 на МКС. Двое астронавтов планировали провести на станции шесть месяцев, а Василевская — 12 дней.

Срыв старта ракеты произошел из-за аварийной остановки отсчета. Инженеры «Роскосмоса» отправились на стартовую площадку для проверки безопасности ракеты и эвакуации экипажа.

Expedition 71
Астронавт NASA Трейси Дайсон, космонавт «Роскосмоса» Олег Новицкий и участница из Беларуси Марина Василевская. Фото: NASA

Впоследствии была выявлена причина остановки отсчета — это произошло из-за разряженной батареи.

«На заседании государственной комиссии выяснили, что причиной стал перепад напряжения в химическом источнике тока», — говорится в сообщении генерального директора «Роскосмоса» Юрия Борисова.

Следующая возможность запуска будет определена только после полного расследования причин аварии. По предварительным данным, старт состоится утром 23 марта, но дата с большой вероятностью может быть перенесена.

Сейчас ракеты «Союз» и пилотируемые космические корабли этой серии, разработанные еще во времена Советского Союза, остаются основным для «Роскосмоса» средством доставки астронавтов к МКС. Но из-за устаревших технологий время от времени с этими космическими кораблями случаются неисправности.

Предыдущий случай аварии «Союза» произошел в октябре 2018 года из-за деформированного датчика на ракете, что привело к аварийной посадке капсулы с экипажем. Также недавно у пристыкованного к МКС «Союза МС-22» обнаружили дыру, что стало причиной снаряжения спасательной миссии для безопасного возвращения экипажа на Землю.

Ранее мы рассказывали о том, как погибли «Союз-1» и «Союз-11».

По материалам spaceflightnow.com