Волонтеры помогли открыть рекордную экзопланету в двойной звездной системе

Команда астрономов и общественных ученых открыла рекордную планету в пригодной для жизни зоне необычной звездной системы, включающей две звезды и, возможно, еще один мир.

Планета TOI 4633 c, открытая общественными учеными
Планета TOI 4633 c, открытая общественными учеными. Источник: phys.org

Уникальная планетная система

Астрономы заметили планету, похожую на Нептун, когда она проходила перед своей главной звездой, временно приглушая ее свет, подобно солнечному затмению на Земле. Именно так обычно происходит, когда ученые применяют метод, который называется транзитным. Когда орбита небесного тела пролегает между нами и какой-то звездой, его можно открыть даже тогда, когда оно никак больше себя не проявляет.

Новая планета оказалась рекордной сразу по нескольким причинам. Среди всех транзитных миров она находится дальше всех от своего светила: ей нужно 272 дня, чтобы обогнуть свою звезду. Кроме того, само светило является самым ярким среди тех, что имеют такой мир в зоне, пригодной для жизни.

Дальнейшие наблюдения за системой обнаружили еще больше особенностей. Вокруг звезды также вращается еще не подтвержденная вторая планета с 34-дневной орбитой и, возможно, еще одно светило. Уникальная система предоставляет ценную информацию для ученых, которые пытаются понять, как планеты формируются и остаются на стабильных орбитах в кратных системах. Исследователи представили свое открытие 30 апреля в журнале The Astrophysical Journal.

Звездные системы формируются, когда облака газа и пыли начинают собираться вместе. Когда две звезды формируются рядом, они могут образовать пару. В таком случае вероятность образования планет снижается вдвое. Поэтому новая система в этом плане выглядит действительно интересной.

Помощь волонтеров

Новооткрытую планету — официальное название TOI 4633 c, но ученые назвали ее Персиваль (в честь персонажа серии книг о Гарри Поттере) — впервые идентифицировали общественные ученые, просеивая данные, собранные спутником NASA для исследования транзитных экзопланет (TESS). Программа Planet Hunters TESS позволяет каждому, кто имеет компьютер, подключенный к Интернету, искать неоткрытые планеты в данных этого космического телескопа.

Научные волонтеры или, как их еще называют, общественные ученые помогают профессиональным астрономам сортировать огромные массивы данных, которые слишком обширны для исследователей, чтобы анализировать их самостоятельно. На сегодняшний день проект позволил более 43 000 волонтерам из 90 стран мира способствовать созданию каталога из около 25 млн объектов. Волонтеры особенно ценны в поиске длинноорбитальных экзопланет, поскольку их трудно идентифицировать с помощью компьютеров.

После того, как 15 ученых-любителей обозначили возможную планету, профессионалы решили присмотреться к ней поближе. Дальнейшее исследование радиальной скорости звезды показало возможность существования второго мира ближе к ней.

Чем еще интересна новая планета

Дальнейшие исследования изображений и архивных данных показали, что то, что ученые сначала считали одной звездой, на самом деле является двумя. Они вращаются настолько близко друг к другу, что с Земли увидеть их по отдельности практически невозможно. Однако архивные наблюдения за системой, собранные за последние 119 лет, показали, что это действительно тесная пара.

Новая экзопланета имеет вторую по длине орбиту среди всех планет, открытых с помощью данных TESS, и является одной из пяти с орбитами, превышающими 100 дней. Хотя ученые считают, что этот мир находится в зоне, пригодной для жизни, они бы не советовали ее как место назначения для следующего межзвездного отпуска.

TOI 4633 c не имеет твердой поверхности, а ее атмосфера, вероятно, состоит из водяного пара, водорода и метана. Однако предыдущие исследования показали, что у долгопериодических планет, скорее всего, есть спутники, которые могут иметь твердую поверхность для зарождения жизни.

Новое исследование поможет ученым делать лучшие прогнозы по поиску новых экзопланет. Ведь почти половина всех солнцеподобных звезд находится в многозвездных системах.