Вода на ледяных спутниках может замерзать при очень низких температурах

Ученые экспериментально измерили, при каких температурах будет замерзать соленая вода под высоким давлением. Полученные результаты свидетельствуют, что океаны подо льдом спутников планет-гигантов могут существовать даже если температура на них очень низкая.

Вода на ледяных спутниках может замерзать при очень низких температурах.
Вода на ледяных спутниках может замерзать при очень низких температурах. Источник: www.universetoday.com

Когда замерзает вода на ледяных спутниках

Ученые из университетов Калифорнии и Висконсина провели серию экспериментов по замораживанию водных растворов солей под высоким давлением. Они пытались симулировать условия на ледяных спутниках планет-гигантов.

Соленая вода замерзает при температурах значительно ниже нуля по Цельсию. Обычная вода под давлением тысячи атмосфер тоже может продержаться до значительных минусовых температур. Но что будет, если соленость и давление встретятся вместе?

Серия экспериментов показала, что в таком случае эффекты сложатся достаточно хитрым образом, но в любом случае речь идет о сохранении жидкого состояния до температуры на десятки градусов ниже нуля. Именно такие условия наблюдаются на многих ледяных спутниках планет-гигантов.

Океаны на спутниках гигантов

Многие спутники планет-гигантов представляют собой смесь льда и камня. Ученые давно предполагают о наличии океанов под наружным слоем льда на некоторых спутниках. Например, толщина водяного слоя Европы может составлять от 100 до 400 км.

Однако все предположения о существовании подледных океанов базировались на том, что глубины ледяных спутников должны значительно нагреваться. А этого вполне может и не быть. Но новые испытания свидетельствуют, что слои соленой и пригодной для жизни воды могут существовать даже если сильного разогрева нет.

Это также свидетельствует о том, что океаны могут существовать на меньших телах, чем считалось ранее (например, на Мимасе). Они подвергаются меньшему сжатию и меньше нагреваются, но на них все равно может существовать жизнь. Количество тел Солнечной системы, на которых есть жидкая вода, может измеряться десятками.