Знаете ли вы? 12 интересных фактов о спутниках Юпитера

Подборка из 12 интересных фактов об удивительных спутниках Юпитера.

1. Первые четыре спутника Юпитера (в порядке удаления от планеты — Ио, Европа, Ганимед и Каллисто) были открыты в 1610 году, независимо друг от друга Галилео Галилеем и Симоном Мариусом. Считается, что Мариус наблюдал их раньше Галилея, однако итальянец первым сообщил о своем открытии. Поэтому их часто называют галилеевыми спутниками Юпитера. В то же время названия для них мы используем те, которые были предложены Мариусом.

2. Открытие спутников Юпитера стало одним из решающих ударов по геоцентрической системе мира, предполагавшей, что все небесные тела обращаются вокруг Земли. Оно опровергло тезис противников Коперника, что Земля не может вращаться вокруг Солнца, поскольку вокруг нее самой вращается Луна.

3. Всего по состоянию на начало 2018 года астрономам известно о 69 спутниках Юпитера. Из них лишь 8 являются регулярными лунами — т.е. телами, которые как считается сформировались вместе с планетой. Остальные спутники представляют собой объекты, захваченные гравитацией газового гиганта за миллиарды лет его существования.

4. Шесть небольших спутников Юпитера относятся к категории «потерянных». Это значит, что после открытия их не наблюдали ни разу, и у астрономов недостаточно данных для точного расчета их орбит.

5. Два ближайших к Юпитеру спутника — 60-километровая Метида и 20-километровая Адрастея — облетают его быстрее, чем он делает один оборот вокруг своей оси. Приливные силы постепенно уменьшают радиус их орбит. В отдаленном будущем эти спутники перейдут предел Роша и будут разорваны юпитерианской гравитацией, после чего их обломки постепенно выпадут на гигантскую планету.

6. Все крупные спутники Юпитера вращаются синхронно и всегда обращены к нему одной и той же стороной. При этом Ганимед, Европа и Ио находятся друг с другом в орбитальном резонансе 4:2:1.

7. Масса четырех галилеевых спутников составляет 99.997% от общей массы всех спутников Юпитера и его колец.

8. Ио характеризуется самой большой эндогенной активностью в Солнечной системе. На его поверхности находится свыше 400 действующих вулканов. Потоки лавы тянутся по ней на десятки и сотни километров, а высота вулканических выбросов достигает 500 км. Считается, что такая активность обусловлена приливным взаимодействием с Юпитером и другими галилеевыми спутниками.

9. Выбросы вулканов Ио значительно усиливают магнитосферу Юпитера. Из-за этого орбита спутника фактически проходит внутри одного из радиационных поясов газового гиганта. Космонавт, который рискнет высадиться на Ио, получит смертельную дозу облучения всего за 3-4 часа.

10. Поверхность Европы полностью покрыта льдом и является одной из самых гладких в Солнечной системе. На этом спутнике очень мало кратеров и нет ни одной горы. Под ледяной корой скрывается океан соленой воды глубиной до 100 км. Многие ученые считают Европу одним из наиболее перспективных мест для поисков внеземной жизни в Солнечной системе.

Европа. Источник: NASA/JPL-Caltech/SETI Institute

11. Ганимед — крупнейший спутник какой-либо из планет Солнечной системы. Его диаметр составляет 5268 км, что на 8% больше соответствующего показателя Меркурия. Правда, при этом масса Ганимеда составляет всего 45% от меркурианской. Это объясняется тем, что значительная ее часть приходится на водяной лед. Ганимед также является единственным спутником в Солнечной системе, обладающим собственным магнитным полем.

12. Результаты компьютерного моделирования и анализ отклонений магнитного поля Юпитера говорят о том, что под поверхностью Ганимеда и Каллисто также могут скрываться океаны жидкой воды.