Внеземную жизнь поможет найти деформированное вокруг Солнца пространство-время

Человечество активно ищет признаки существования внеземной жизни и использует для этого мощные телескопы как на Земле, так и в космосе. Но пока безрезультатно. Новое исследование повышает шансы на поиск инопланетян, если они есть. Новая идея получила название Solar Gravitational Lens (SGL). NASA в рамках своей программы Innovative Advanced Concepts (NIAC) профинансировала в 2020 году инновационный способ увеличения масштаба дальних экзопланет на расстоянии до 100 световых лет от Земли, используя гравитационное линзирование.

Концепция гравитационной линзы художника вокруг звезды
Концепция гравитационной линзы вокруг звезды. Фото: Vice

Исследователи во главе со старшим научным сотрудником лабораторий физических наук некоммерческого исследовательского центра The Aerospace Corporation Генри Хельваджяном поделились результатами работы на сервере препринтов arxiv. Хотя команда предупреждала, что миссии нужно будет преодолеть несколько технических проблем, в конце концов, она может ответить на один из самых фундаментальных вопросов человечества: одиноки ли мы во Вселенной?

Принцип работы SGL

Потрясающие виды, созданные гравитационным линзированием, недавно были продемонстрированы на первых публичных изображениях, сделанных космическим телескопом James Webb, включавшим увеличенные галактики ранней Вселенной. С правильной точки зрения это искривленное пространство-время увеличивает все, что находится позади него, позволяя ученым замечать объекты вне поля зрения. Теперь исследователи предлагают использовать в качестве линзы наше собственное Солнце.

«Особый интерес представляет возможность использования SGL для получения изображений с высоким пространственным и спектральным разрешением потенциально «живой» экзопланеты в далеких системах. Прямые изображения экзопланет с высоким разрешением, полученные с помощью SGL, могут помочь найти признаки их пригодности для жизни», — пояснили исследователи.

Когда ждать первых результатов?

Фокальная точка гравитационной линзы Солнца расположена полностью в межзвездном пространстве, что в 550 и 900 раз дальше, чем Земля вращается вокруг нашей звезды. Никакой космический корабль еще не выходил так далеко за пределы Солнечной системы. Хельваджян и его коллеги предлагают использовать метровый телескоп с солнцезащитным навесом, который будет оснащен солнечными парусами для быстрого достижения точки наблюдения. На это уйдет примерно 25 — 30 лет. Тем не менее, если бы телескоп мог найти инопланетную жизнь таким способом, то миссия стоила бы такого долгого ожидания.

Напомним, что раньше мы рассказывали, как ученые обнаружили квазары.

По материалам Vice