Ветры на Сатурне вызывают необычные полярные сияния

Ученые открыли на Сатурне новый тип полярных сияний. Они утверждают, что его причиной являются ветры, возникающие в верхних слоях атмосферы у северного полюса планеты.

Полярные сияние на Сатурне
Полярные сияния на Сатурне. Источник: phys.org

Полярные сияния мешают определить длину суток

Ученые из Университета Лестер утверждают, что полярные сияния на Сатурне относятся к новому типу. Они вызваны потоками электрически заряженных газов в верхних слоях его атмосферы. Об этом говорится в статье, опубликованной в Geophysical Research Letters.

Началось все с момента прибытия в систему Сатурна космического аппарата Cassini в 2004 году. Ученые решили узнать, сколько же действительно длится день на поверхности планеты, спрятанной под слоем облаков. Они выяснили это посредством определения периодичности смены радиоизлучения. Но исследователи были удивлены, когда узнали, что в течение двух десятилетий наблюдений эти промежутки времени изменяются.

Вращение поверхности планеты не может так резко тормозить и ускоряться. Ученые сделали вывод, что на результаты исследований влияют северные сияния. Но непонятным оставался механизм возникновения столь продолжительных электромагнитных явлений. Многие годы астрономы вели дискуссии относительно того, какие процессы приводят к их возникновению: те же, что и на Земле, извержения вулканов на одном из спутников (как в системе Юпитера) или что-то другое. Новое исследование доказывает, что это происходит из-за ветра.

Ветры на северном полюсе Сатурна

Разгадать загадку помогли инфракрасные исследования атмосферы Сатурна. Составленная на их основе карта показала, что появление северных сияний совпадает по времени с определенными фазами движения воздушных масс в верхних слоях атмосферы. Это и привело ученых к мнению, что именно ветер является причиной возникновения этих электромагнитных явлений. Его скорость составляет от 300 до 3000 м/с.

Ветер можно рассматривать как поток частиц. Если эти частицы электрически заряжены и двигаются в магнитном поле планеты, то действительно могут вызвать появление полярных сияний. Теперь, когда это установлено для Сатурна, исследователи задумались по поводу подобных явлений и на Земле. Наши ветры нельзя сравнивать с наблюдаемыми на газовых гигантах, но их вклад в возникновение полярных сияний вполне возможен.