В ядре кометы Чурюмова-Герасименко найдены пещеры

Комета Чурюмова-Герасименко (67P/Churyumov-Gerasimenko) — пока единственный объект своего класса, исследованный космическим аппаратом, длительное время находившимся вблизи него. С августа 2014 по сентябрь 2016 года европейский зонд Rosetta сделал более сотни тысяч фотографий поверхности кометного ядра и передал огромный объем информации. Анализируя ее, ученые недавно обнаружили в ядре глубокие впадины, похожие на пещеры. Эти структуры могут объяснить некоторые случаи вспышек «хвостатых звезд».

Группа научных сотрудников из французского Национального центра космических исследований (CNES) под руководством Филиппа Лами отобрала из огромного количества фотографий «парные» изображения одних и тех же участков поверхности, полученные примерно с одинакового расстояния, но под разными углами. После компьютерной обработки они получили трехмерные карты, позволяющие вычислить относительную высоту отдельных точек. На одном из исследованных участков, сфотографированном 9-10 апреля 2016 года, ученые нашли три каверны глубиной от 20 до 47 м.

Поверхность ядра кометы Чурюмова-Герасименко. Желтыми эллипсами обведены углубленные участки, буквой «К», наоборот, обозначено локальное возвышение. Источник: CNES, ESA

Такие глубокие «пещеры» на комете наблюдаются впервые, хоть их существование уже было теоретически предсказано. Они могут быть остатками джетов — выбросов в космос кометного вещества, ответственных за вспышки яркости этих небесных тел. Речь идет о том, что в отдельных областях ядра сконцентрированы сгущения летучих соединений вроде водяного льда, «сухого льда» (твердого углекислого газа), замерзшего аммиака или даже метана и угарного газа. Прогреваясь в ходе приближения к Солнцу, эти соединения начинают интенсивно испаряться, образуя мощную газовую струю, в то время как окружающие породы — каменистые либо высокомолекулярные органические вещества — остаются «на месте» и формируют стенки будущей пещеры.

Сопоставляя данные об освещении Солнцем той или иной стороны кометного ядра с моментами, когда регистрировались джеты, исследователи обнаружили, что особенно мощный выброс, сфотографированный 18 июля 2015 года, скорее всего, возник благодаря прогреванию солнечными лучами одной из трех найденных каверн. Сейчас специалисты заняты поисками подобных совпадений, чтобы подтвердить свои выводы.

Один из наиболее выразительных джетов из ядра кометы Чурюмова-Герасименко образовался 29 июля 2015 года. Источник: ESA

К сожалению, вспомогательный аппарат Philae — первый в истории автоматический разведчик, совершивший мягкую посадку на кометное ядро — не смог полностью выполнить свою научную программу, поэтому мы до сих пор не знаем точного состава пород, из которых состоят кометы. Ученые надеются получить больше информации о нем благодаря дальнейшему анализу данных зонда Rosetta, а также спектральным исследованиям других «хвостатых звезд». Что касается конкретно кометы Чурюмова-Герасименко, то здесь нам могут помочь точные измерения скорости этого зонда, которые позволят сделать выводы о неоднородности гравитационного поля ее ядра, а следовательно — о его внутренней структуре.

Как мы уже писали, в конце 2021 года комета Чурюмова-Герасименко подлетела достаточно близко к Земле, благодаря чему ее можно было увидеть в небольшие астрономические инструменты.

По материалам www.newscientist.com