Клим Иванович Чурюмов: человек и комета

2 марта 2004 года с космодрома Куру во Французской Гвиане стартовала ракета Ariane 5G с автоматическим аппаратом Rosetta. Среди наблюдавших за ее стартом был и Клим Иванович Чурюмов — пожалуй, самый знаменитый из украинских астрономов нового тысячелетия. Известным его сделало то обстоятельство, которое в конечном итоге и привело его на южноамериканский космодром: конечной целью межпланетного путешествия зонда Rosetta являлась комета Чурюмова-Герасименко (67P/Churyumov-Gerasimenko), открытая ученым в далеком уже 1969 году.

Клим Иванович Чурюмов. Источник: REUTERS/Ralph Orlowski

В середине 2014-го зонд Rosetta приблизился к комете и впервые в истории начал ее детальное изучение (все предыдущие исследования «хвостатых звезд» осуществлялись с пролетных траекторий на относительной скорости порядка нескольких километров в секунду). 30 сентября 2016-го по команде с Земли он был направлен в сторону кометного ядра и упал на него, завершив свою 12-летнюю миссию. А через две недели, в ночь с 14 на 15 октября, не стало Клима Чурюмова.

Ядро кометы Чурюмова-Герасименко. Источник: ESA/Rosetta/NAVCAM, CC BY-SA 3.0 IGO

Все, кто знал ученого при жизни, вспоминают его открытость и жизнерадостность, жажду знаний и желание поделиться ими с другими. Он был одним из лучших украинских популяризаторов науки, еще в советское время издал много книг по астрономии и кометным исследованиям, писал также сказки и истории для детей. Последние годы выдающийся астроном работал директором Киевского планетария.

А еще ему невероятно везло в жизни. Даже трудно вспомнить человека, у которого в таком количестве исполнялись бы мечты. С детства Клим Иванович хотел путешествовать. Во времена СССР он самостоятельно и вместе с научными экспедициями объездил почти всю страну, а также, несмотря на сложности выезда за границу (особенно в «западные страны»), успел побывать в Италии, Франции, ФРГ, США… После получения Украиной независимости ученый значительно расширил свою географию, посетив более полусотни стран на всех континентах, кроме Африки и Антарктиды.

Клим Чурюмов и Сергей Всесхвятский (у главного рефрактора обсерватории Киевского университета)

Фамилия Чурюмова содержится в названиях двух комет, и это именно тот случай, когда ученик превзошел своего учителя: научным руководителем Клима Ивановича был всемирно известный астроном Сергей Всехсвятский, который всю жизнь мечтал открыть хоть одну «хвостатую звезду», но этим мечтам так и не суждено было осуществиться. Первую свою комету Клим Иванович нашел на фотопластинке, отснятой аспиранткой Киевского университета Светланой Герасименко во время наблюдений кометы Комас Сола. Позже оказалось, что она является короткопериодической и возвращается к Солнцу примерно каждые 6,5 лет.

Первооткрыватели кометы 67P/Churyumov-Gerasimenko — Клим Чурюмов и Светлана Герасименко

Главной целью миссии космического аппарата 67P/Churyumov-Gerasimenko тоже стала случайно: сначала зонд Rosetta должен был лететь к комете Виртанена (46P/Wirtanen), но проблемы с носителем Ariane 5 не позволили подготовить его к запуску в пределах расчетного стартового окна, и Европейское космическое агентство вынуждено было выбирать другую цель среди «резервных» объектов. Выбор пал на комету, найденную украинским астрономом. Это был второй случай, когда автоматический разведчик направили к небесному телу еще при жизни того, кто это тело открыл (первым была комета 81P/Wild). Мало кто из ученых может даже мечтать о чем-то подобном. Клим Иванович не только стал свидетелем старта европейского зонда — он внимательно следил за всеми этапами его путешествия, комментируя их в телепрограммах и на различных тематических интернет-сайтах.

Посвятив последние годы своей жизни миссии Rosetta, Клим Иванович Чурюмов ненадолго пережил ее официальное завершение. Но, несомненно, он оставил глубокий след в науке и мировой истории.

Клим Иванович Чурюмов с уменьшенной копией ядра открытой им кометы. Источник: ESA

В этом году комета Чурюмова-Герасименко снова приближается к Солнцу (впервые со времени визита зонда Rosetta). Она пройдет перигелий в начале ноября, и после этого почти два месяца условия ее видимости окажутся весьма благоприятными для наблюдателей в наших широтах. «Хвостатая звезда» будет иметь блеск выше 10-й величины и двигаться по северным созвездиям Близнецов и Рака. Очень советуем при благоприятной погоде попытаться найти на небе этот интересный объект, ставший своеобразным «небесным памятником» выдающемуся украинскому ученому.