В космос отправят новую партию стволовых клеток

Ученые хотят изучить, как невесомость влияет на стволовые клетки, и поэтому снова отправляют их в космос. Это исследование чрезвычайно важно для длительных полетов, во время которых астронавты теряют костную массу.

Эксперименты с клетками
Эксперименты с клетками. Источник: www.technologyreview.com

Как космос влияет на кости

Исследовательский эксперимент клиники Майо станет частью полезного груза, который стартует в космос из Космического центра NASA им. Кеннеди на мысе Канаверал (штат Флорида), 29 января, при условии соблюдения погодных условий и других факторов. Группа ученых из лаборатории доктора Аббы Зубайра готовит стволовые клетки к полету, чтобы проверить, как отсутствие гравитации влияет на потерю костной ткани.

«Мы уже давно знаем, что во время длительных космических полетов астронавты теряют плотность костной ткани», — говорит доктор Зубайр, специалист по лабораторной медицине и патологии из клиники Майо во Флориде. Ученые хотят понять, как это происходит, чтобы работать над решениями, которые предотвращают потерю костной ткани не только у астронавтов в космосе, но и у пациентов на Земле.

Исследовательский проект будет изучать влияние гравитации на тип стволовых клеток, полученных из костного мозга, известных как мезенхимальные стволовые клетки, или стволовые клетки взрослого организма с факторами роста и потенциалом для заживления.

Прошлые исследования

Исследование проведут во время двух космических полетов. Во время первого полета будет оценено влияние микрогравитации на костеобразующие стволовые клетки. Второй космический полет предварительно запланирован на конец года; во время него будет проанализировано влияние микрогравитации на другие типы клеток, участвующих в формировании или потере костной ткани. Будет испытано соединение, которое может быть использовано для лечения потери костной ткани в космосе и, возможно, на Земле.

Первое исследование в космосе состоялось еще в 2017 году, когда полезный груз с несколькими образцами донорских стволовых клеток стартовал из Космического центра им. Кеннеди. В рамках этого испытания исследовалось, смогут ли стволовые клетки удержаться в космосе и можно ли их быстрее массово производить в условиях микрогравитации для использования в лечении инсультов. Дальнейший исследовательский эксперимент в космосе показал, что стволовые клетки, выращенные в невесомости, являются безопасными и пригодными для применения в лечении человеческих болезней.

Клиника Майо сотрудничает с компанией Bioserve Space Technologies из Боулдера (штат Колорадо), которая предоставляет космическое оборудование для исследовательского проекта.