В Китае найден кратер времен неандертальцев

Международная команда исследователей  подтвердила, что геологическая формация, расположенная в уезде Илань на северо-востоке Китая представляет собой ударный кратер. Он образовался всего 50 тысяч лет назад, когда в этом регионе уже жили люди.

Кратер в уезде Илань. Источник: NASA

Местные жители давно знали о существовании структуры. Они называли ее круглыми горами. Однако лишь в 2019 году на воронку обратили внимание ученые. Снимки, сделанные спутником Landsat 8, показали, что она хорошо различима из космоса. В ходе последующего радиоуглеродного анализа специалисты определили, что возраст кратера составляет от 46 до 53 тысяч лет.

Также исследователи пробурили центр кратера. Анализ образцов показал, что его дно покрыто озерными отложениями. Под ними находится 319-метровый слой, состоящий из обломков коренных пород. Также были обнаружены такие продукты расплава, как переплавленный кварц и стекло. Все это доказывает, что воронка имеет ударное происхождение.

Диаметр китайского кратера составляет 1,85 км, высота вала достигает 150 метров. Таким образом, он является крупнейшей ударной структурой на Земле, образовавшейся менее 100 тысяч лет назад. Для сравнения, знаменитый Аризонский кратер имеет диаметр 1,2 км. В теории, падение астероида в Илани могли наблюдать древние люди, которые к тому времени заселили территорию современного Китая. В свою очередь, в ту эпоху в Европе все еще жили неандертальцы.