В гостях у первой планеты: миссия BepiColombo готовится к новому пролету Меркурия

19 июня европейско-японская миссия BepiColombo совершит близкий пролет Меркурия. Аппарат пройдет на расстоянии всего в 236 км от поверхности планеты.

Сложности полета к Меркурию

Аппарат BepiColombo состоит из европейского и японского зондов. После выхода на орбиту вокруг Меркурия они разделятся, и приступят к выполнению своих научных программ. Европейский аппарат займется изучением поверхности и внутреннего строения планеты, в то время как японский зонд сконцентрируется на исследованиях ее магнитосферы.

Устройство BepiColombo. Источник: Airbus

Несмотря на то, что BepiColombo  был запущен еще в 2018 году, он сможет выйти на постоянную орбиту вокруг Меркурия лишь в 2025 году. Столь длительный срок полета объясняется гравитацией Солнца. Оно притягивает любой запущенный к Меркурию космический аппарат, значительно увеличивая его орбитальную скорость. И чтобы выйти на орбиту вокруг первой планеты, излишек скорости необходимо как-то погасить. Поскольку для этого требуется намного больше топлива, чем может взять с собой аппарат, специалисты миссии решили использовать для его торможения гравитацию планет.

В общей сложности, план полета BepiColombo предусматривает выполнение девяти гравитационных маневров. С момента своего запуска аппарат уже выполнил пять из них: один в окрестностях Земли, два у Венеры и еще два у Меркурия. 19 июня он в третий раз воспользуется гравитацией первой планеты.

Как будет проходить пролет Меркурия

В ходе подготовки к предстоящему пролету Меркурия, BepiColombo осуществил ряд коррекций курса с использованием своей двигательной установки. Они стали крупнейшими маневрами, осуществленными аппаратом за все время его миссии.

Схема запланированного на 19 июня 2023 года пролета Меркурия. Источник: ESA

Сейчас BepiColombo движется со скоростью 3,6 км/с относительно Меркурия (это почти в два раза меньше, чем его скорость до своего первого визита к планете). По расчетам инженеров, в ходе предстоящего сближения гравитация планеты вначале ускорит аппарат до 5,4 км/с, а затем «затормозит» его. После завершения маневра скорость аппарата уменьшится до 2,8 км/c, а его траектория полета изменится на 2,6 градуса.

BepiColombo будет приближаться к Меркурию с ночной стороны. Через 13 минут после прохождения точки минимального сближения (она находится на расстоянии 236 км от планеты), в поле зрения его селфи-камер попадет освещенная часть Меркурия, что позволит сделать снимки поверхности. Ожидается, что они будут опубликованы 20 июня.

Кроме того, специалисты миссии собираются воспользоваться пролетом, чтобы откалибровать научные инструменты BepiColombo и провести ряд измерений. В частности, они хотят получить данные о характеристиках межпланетной среды в окрестностях Меркурия, а также изучить его магнитное поле.

По материалам https://www.esa.int