В атмосфере экзопланеты обнаружен барий

Используя, смонтированный на Очень Большом телескопе ESO (VLT) спектрограф ESPRESSO, астрономы зарегистрировали в атмосфере экзопланеты самый тяжелый из всех, до сих пор найденных там, элементов. Речь о барии. Он был найден на больших высотах в атмосферах газовых гигантов WASP-76 b и WASP-121 b.

Ультрагорячий юпитер в представлении художника. Источник: ESO/M. Kornmesser

WASP-76 b и WASP-121 b классифицируются, как ультрагорячие юпитеры. При схожих с Юпитером размерах, их атмосферы разогреты до экстремально высоких температур, превышающих 1000°C. Это объясняется их близостью к своим материнским звездам. Орбитальный период таких миров составляет один-два земных дня.

Столь экстремальные условия в атмосферах ультрагорячих юпитеров приводят к ряду, весьма экзотических, особенностей.  Например, на экзопланете WASP-76 b, идут железные дожди.

Но, даже зная о подобных странностях, ученые были удивлены, когда нашли в верхних слоях атмосфер WASP-76 b и WASP-121 b барий, который в 2,5 раза тяжелее железа. По словам исследователей, это было в некотором роде «случайное» открытие, сделанное в ходе наблюдений на VLT. При столь большой силе гравитации на этих планетах, они ожидали, что столь тяжелые элементы быстро выпадут в нижние слои их атмосфер. Однако перепроверив все данные, им удалось подтвердить, что речь действительно идет о барии.

Ночная сторона ультрагорячего юпитера в представлении художника. Источник: ESO/M. Kornmesser

То, что барий был зарегистрирован в газовых оболочках обоих ультрагорячих юпитеров, свидетельствует, что эта категория внесолнечных миров может оказаться еще более странной, чем считалось до сих пор. На данный момент ученые не знают, какой естественный процесс может заставить, настолько тяжелый элемент, появиться на таких больших высотах в атмосферах экзопланет. ​​

Напомним, что ранее мы рассказывали об обнаружении телескопом TESS старой юпитероподобной экзопланеты.