Украинцы из Storm Prophet стали победителями хакатона NASA

Стали известны победители хакатона NASA Space Apps Challenge 2023. Среди победителей оказалась и украинская команда Storm Prophet. Их проект связан с обработкой данных от системы изучения Deep Space Climate Observatory и заблаговременным предупреждением о магнитных бурях.

Команда Storm Prophet

NASA назвало победителей хакатона

Вечером 23 января Национальное управление США по аэронавтике и исследованию космоса назвало победителей своего хакатона NASA Space Apps Challenge 2023. Космическое агентство проводит его с 2012 года. На этот раз среди победителей оказались и украинцы — команда Storm Prophet.

Основной целью проведения NASA Space Apps Challenge является привлечение большого количества технически одаренной молодежи к решению определенных задач, с которыми сталкивается космическое агентство. Преимущественно это разнообразные программные решения, но участники также могут разрабатывать различные механизмы, электрические устройства или даже проводить эксперименты в области прикладной химии и биологии.

Каждая группа участников выбирает себе задачу из предложенных организаторами и решает ее. Всего по всему миру в прошлом году в отборочных этапах участвовали более 58 тыс. человек. Украинский этап проходил в октябре в Киеве и Днепре. Из-за войны он состоялся преимущественно в онлайн-формате.

В итоге NASA выбрало из разных стран 40 команд, которых допустили к финальному этапу. Из Украины туда попали только Storm Prophet. Далее из них выбрали 10 победителей. Наши участники стали ими в номинации Best Use of Data.

Что сделали Storm Prophet

Участники команды Storm Prophet рассказывают, что шли к этому достижению достаточно долго. Сначала Евгений Татаринов, Анастасия Лукьяненко, Максим Копыстко, Вадим Лозовский, Константин Кузьмичев и Андрей Соловьенко хотели взять челлендж по симуляции эволюции на компьютере. Однако впоследствии они решили остановиться на том, в чем разбираются лучше — на обработке данных.

Задача, которую они себе выбрали, называется «Оракул космической погоды». У Национального управления океанических и атмосферных исследований США есть космический аппарат Deep Space Climate Observatory (DSCOVR). Он занимается тем, что изучает солнечный ветер. Время от времени влияние космической погоды вызывает нарушение его работы, и это может свидетельствовать о приближении солнечной бури.

В свою очередь, солнечные бури могут вызвать проблемы с системами связи и навигации на Земле. Ответ на вопрос, как их предсказать, может скрываться в «сырых» данных DSCOVR. Однако их надо еще обработать, и именно это стало задачей для украинской команды. Storm Prophet с ней блестяще справились.

В своей работе Storm Prophet опирались на использование Long Short-Term Memory (LSTM). Это — тип нейросетей, которые работают, используя накопленный ранее объем информации. Украинцам удалось оптимизировать поток данных от спутника и достичь точности предсказания космической погоды в 90–95 процентов при почасовом прогнозе на месяц. NASA признало проект украинцев чрезвычайно успешным. Теперь они должны поехать в США на награждение.

По материалам www.spaceappschallenge.org