Ученые впервые обнаружили звезду без оболочки, а на Марсе исследователи нашли пещеры для первых поселенцев: дайджест новостей

Подборка самых интересных космических новостей за неделю: миссия Artemis 4 должна совершить посадку на Луну; обсерватория «Хинодэ» сфотографировала солнечное затмение из космоса, а мы рассказываем, как возникает лед на небесных телах и при каких условиях на планете он превращается в воду.

«В одной молекуле вашей ДНК столько же атомов, сколько звезд в типичной галактике. Мы, каждый из нас, маленькая вселенная».

― Нил де Грасс Тайсон, Cosmos

На Марсе найдены комфортные пещеры для первых астронавтов

Команда исследователей из Геологического общества Америки (GSA) обнаружила девять пещер, которые являются лучшими местами для проживания первых колонистов на Марсе. Эти гроты достаточно велики, чтобы предоставить будущим исследователям возможности для комфортной жизни и создать защиту от суровой среды марсианской поверхности. Красная планета является довольно негостеприимным местом для человека: температура там может опускаться ниже -100°C, атмосфера невероятно разреженная, отсутствует озоновый слой, на Земле задерживающий губительное солнечное излучение. Ученые изучили 1000 пещер, идентифицированных зондами Mars Odyssey и Mars Reconnaissance Orbiter (NASA), и отобрали девять потенциально пригодных для проживания астронавтов. Эти пещеры находятся в 100 км от будущих мест посадки и на высоте не более 1 км.

Найдена звезда, лишившаяся оболочки

Исследователи впервые обнаружили звезду, полностью лишившуюся своей оболочки. Звезды состоят из ядер, внутри которых протекают термоядерные реакции, и внешних оболочек. Теоретически допустима потеря этих оболочек вследствие различных факторов. Однако до недавнего времени исследователи не находили таких объектов. Ученые обнаружили такую звезду, наблюдая за двойной системой γ Голубя. Она расположена на расстоянии 870 световых лет от нас по направлению к одноименному созвездию. По оценкам исследователей, изначальная масса необычного светила в 12 раз превышала массу Солнца. Однако в ходе какого-то события оно потеряло свою оболочку. От звезды осталось лишь пульсирующее ядро массой всего пять солнечных.

NASA показала поразительный вид солнечного затмения со спутника «Хинодэ»

Последнее солнечное затмение в 2022 году произошло 25 октября. Свидетелями этого астрономического события стали жители Европы, Ближнего Востока, части Африки и Азии. В этих регионах планеты можно было видеть, как Луна закрывает Солнце на 15-85% его диаметра. Но самый лучший ракурс для наблюдения за этим событием доступен астронавтам или спутникам на околоземной орбите. Обсерватория «Хинодэ», которой совместно управляют космические агентства США, Японии, Великобритании и Европы, записала видео солнечного затмения из космоса в максимальном приближении. Спутник зарегистрировал три разных вида затемнения в течение трех часов. Его рентгеновский телескоп видит Луну совершенно черной, а Солнце сияет алым на заднем плане.

Планеты могут заставлять звезды выглядеть моложе

Ученые доказали, что горячие юпитеры могут ускорять вращение звезд вокруг собственной оси. Это заставляет их излучать больше энергии в рентгеновской части спектра, что считается признаком молодости светила. Когда звезда стареет, это всегда можно отследить за тем, как уменьшается количество вспышек на ее поверхности и снижается доля энергии, излучаемой в рентгеновском диапазоне. Но когда на близкой к поверхности орбите находится очень массивная планета, ее сила тяжести заставляет светило вращаться быстрее, и эти показатели снова начинают увеличиваться. Выглядит это так, будто звезда «помолодела».

Миссия Artemis 4 все же будет предусматривать посадку на Луну

Во время миссии Artemis 4, которая должна состояться до 2027 года, астронавты все же будут спускаться на поверхность Луны. Будет использоваться посадочный модуль Starship модификации B. Также на орбиту вокруг естественного спутника Земли выведут жилой модуль I-Hab.

Начальный контракт NASA со SpaceX предусматривал использование, по крайней мере, в третьей миссии модуля Starship модификации А. Однако еще в марте стало известно, что в ходе Artemis 3 будет использован вариант В, рассчитанный на более длительные и сложные миссии. NASA согласилась финансировать его разработку и строительство, объявив, что если во время третьей миссии он хорошо себя зарекомендует, то его будут использовать и дальше. Согласно текущим планам, Artemis 3 состоится не ранее 2025 года, Artemis 4 — в 2027-м, а Artemis 5 — в 2028 году.

Последствия диверсии на базе Веретье. Источник: Тwitter.com/GeoConfirmed

Группа независимых расследователей GeoConfirmed опубликовала спутниковые снимки авиабазы ​​Веретье в Псковской области. На них видно как минимум три российских вертолета Ка-52, уничтоженных в результате диверсии.

Интересная цифра: 65 тонн

Орбитальная станция «Тяньгун» в представлении художника. Источник: CNSA

31 октября с китайского космодрома Вэньчан состоялся пуск ракеты «Чанчжэн-5B». На ее борту находился лабораторный модуль «Мэнтянь». Всего через 13 часов после запуска он успешно состыковался с орбитальной станцией «Тяньгун». Таким образом, Китай завершил сборку своего космического форпоста. Теперь его масса составляет свыше 65 тонн. Станция рассчитана на постоянное пребывание трех тайконавтов и может обеспечить присутствие шести человек во время «пересменки» экипажей.

Ледяная поверхность Европы покрыта огромным количеством трещин коричневого или оранжевого цвета. Как уже известно, такую окраску приобретают соли, содержащиеся в подледном океане этого спутника, под действием радиации в условиях открытого космоса. Источник: NASA

Самым распространенным химическим элементом во Вселенной является водород. Он встречается как в атомарном виде, так и в форме двухатомных молекул (Н₂). Оценки его концентрации в пределах Млечного Пути дают величину в 739 тысяч атомов на миллион, то есть почти 74%. Преимущественно из водорода состоят звезды и планеты-гиганты. В статье «Лед как признак жизни» мы рассказываем, как возникает лед на небесных телах и какие условия на планете необходимы, чтобы он превратился в воду.

Читайте в предыдущем дайджесте: Доходы NASA втрое превысили годовой бюджет, а россия хочет сбивать коммерческие спутники: дайджест новостей