Ученые создали трехмерную карту Марса, а японцы испытали водяной двигатель в космосе: дайджест новостей

Подборка самых интересных космических новостей за неделю: Virgin Orbit заявила о банкротстве; NASA объявила состав экипажа лунной миссии Artemis II, а мы рассказываем о том, что такое черные дыры и как они образуются.

«При изучении наук примеры полезнее правил»

― Исаак Ньютон

Китай испытал устройство, которое поможет колонизировать Луну

Китай испытал на своей космической станции двигатель Стирлинга. Об этом сообщают китайские СМИ. Это устройство способно преобразовывать любую тепловую энергию в механическую и может помочь Поднебесной в завоевании полярных регионов Луны, где не так много света для солнечных батарей. Двигатель был разработан Институтом физики Ланьчжоу при Китайской академии космических технологий (CAST). На орбитальную станцию «Тяньгун» его доставил экипаж миссии «Шэньчжоу-15».

Двигатель Стирлинга — это достаточно простая конструкция, в которой тепло от внешнего источника энергии превращается в механическую энергию. Превращение происходит благодаря цилиндру, в котором расширяется газ. Далее через поршень и шатун двигатель вращает вал электрического генератора.

Virgin Orbit объявила о банкротстве

Принадлежащая британскому миллиардеру Ричарду Брэнсону компания Virgin Orbit подала заявление о банкротстве. Об этом говорится в сообщении, опубликованном на ее сайте. 9 января 2023 года компания осуществила свой первый пуск с территории Великобритании, завершившийся неудачей. Ракета не сумела достичь орбиты из-за преждевременного выключения двигателя второй ступени. Позже выяснилось, что причиной сбоя стало смещение топливного фильтра.

Эта неудача стала большим ударом для компании. На тот момент она уже начала испытывать финансовые проблемы. Ее руководство надеялось исправить ситуацию за счет ожидавшихся 200-миллионых инвестиций. Однако в последний момент потенциальный инвестор отказался от сделки, что поставило Virgin Orbit на грань краха. В марте компания вначале отправила в бессрочный отпуск, а затем уволила 675 сотрудников (85% от общей численности своего штата). Однако, несмотря на отчаянные попытки найти другого инвестора, столь радикальные меры лишь отсрочили неизбежное. 4 апреля Virgin Orbit официально объявила о своем банкротстве.

Зонд «Аль-Амаль» создал трехмерную карту Марса в потрясающих деталях

Новая карта показывает Красную планету с потрясающей детализацией. Она раскрывает множество увлекательных особенностей, заметных с орбиты. Визуализация с высоким разрешением поможет ученым ответить на ряд актуальных вопросов о Марсе — в частности, о том, как он стал сухим и бесплодным, несмотря на то, что когда-то был богат жидкой водой.

Исследователи использовали данные, собранные орбитальной миссией Emirates Mars Mission (EMM), также известной как «Аль-Амаль». Они демонстрируют Красную планету «глазами» современной бортовой системы построения изображений Emirates Exploration Imager (EXI). Для создания детализированной карты поверхности было проанализировано более 3000 наблюдений EXI, сделанных в течение одного марсианского года, то есть периода, эквивалентного почти двум годам на Земле. Затем все снимки были объединены, чтобы создать цветную композицию. Полученная карта показывает основные минералогические особенности соседней планеты в высоком разрешении.

Японская компания испытала в космосе двигатель на воде

Японская компания Pale Blue испытала на околоземной орбите двигатель, работающий на воде. С его помощью удалось скорректировать орбиту спутника Sony EYE. Фирма готовится к тестированию других типов подобных устройств. Ее инженеры разработали несколько типов двигателей на воде. Используемый на спутнике Sony EYE принадлежит к самому простому из них — resistojet. По сути, он просто выталкивает воду через трубу в одном направлении, обеспечивая спутнику ускорение в противоположном.

В настоящее время команда работает еще над одним типом двигателя на водной основе, больше похожим на ионный, чем на простой реактивный. В нем вода распыляется с помощью источника микроволновой плазмы и выбрасывается из задней части силовой установки, подобно другим похожим конструкциям. Здесь также используется несколько новых идей, включая систему генерации плазмы и конструкцию камеры испарения.

NASA объявила имена астронавтов, которые полетят вокруг Луны

Администратор NASA Билл Нельсон назвал экипаж космической миссии Artemis II. Людьми, которые первыми в новом тысячелетии облетят Луну, станут астронавты США Кристина Коук, Виктор Гловер, Рид Вайсман и представитель Канады Джереми Хансен.

• Кристина Коук ― имеет степень магистра в области электромеханики, работала на антарктической станции, помогала разрабатывать зонд Juno и совершила один полет на МКС.
  • Виктор Гловер — бывший военный пилот, участвовавший в войне в Ираке. После этого он работал летчиком-испытателем. В космосе побывал однажды в составе частной миссии Crew-1.
  • Джереми Хансен — отставной пилот Королевских канадских ВВС. Единственный из членов экипажа, до сих пор не бывавший в космосе. Зато он участвовал в тренировке CAVES, в ходе которой в пещерах пытались смоделировать ситуацию, возникающую при долговременных космических путешествиях.
  • Рид Вайсман — командир экипажа Artemis II. Бывший пилот американских ВВС. В его активе один полет на МКС.

Вторая миссия по программе Artemis будет похожа на первую. Гигантская ракета SLS выведет на околоземную орбиту космический корабль Orion, который запустит собственный двигатель и направится к Луне. Облетев ее, аппарат вернется к Земле. На подлете к ней он отстыкует спускаемую капсулу, которая и совершит мягкую посадку с помощью парашютов.

Транзит МКС на фоне группы солнечных пятен. Источник: Andrew McCarthy

На фотографиях Эндрю Маккарти МКС «позирует» на фоне группы солнечных пятен. Они возникают из-за выхода в фотосферу магнитных полей, которые подавляют движения вещества, что приводит к снижению температуры на 1500–2000°C. Более холодный участок, излучающий меньше энергии, воспринимается как темное пятно на фоне остальной солнечной поверхности.

Интересная цифра: 200 тыс. световых лет

Впечатление художника от сверхмассивной черной дыры-беглеца
Впечатление художника от сверхмассивной черной дыры-беглеца, которая была выброшена из галактики в результате «схватки» между двумя другими черными дырами. Когда черная дыра пронизывает межгалактическое пространство, она сжимает разреженный газ перед собой. Эта иллюстрация основана на наблюдениях космического телескопа Hubble, который заметил длинный хвост из звезд длиной 200 тысяч световых лет. Иллюстрация: NASA, ESA

Черные дыры обладают репутацией ужасных монстров, пожирающих все в радиусе своего гравитационного воздействия. Также их подозревают в связях с таинственной темной энергией. В то же время они могут участвовать в формировании новых звезд. Ученые с помощью космического телескопа Hubble заметили у черной дыры-беглеца огромный хвост, в котором оказалось много молодых светил.

Речь идет о недавно открытой черной дыре, по массе в 20 млн раз превышающей Солнце, которая с огромной скоростью несется сквозь космическое пространство — настолько быстро, что, окажись она в нашей Солнечной системе, расстояние от Земли до Луны она преодолела бы за 14 минут. За ней тянется хвост из звезд длиной 200 тыс. световых лет. Это вдвое больше диаметра Млечного Пути.

Озеро в кратере Езеро в представлении художника. Источник: Википедия

На этих выходных редакция The Universe Space Tech предлагает вам узнать, что такое черные дыры и как они образуются, а также расскажет о том, какие тайны раскрыл ровер Perseverance о древнем озере на Марсе. Кроме того, наша команда собрала подборку из пяти наиболее веселых космических комедий, под которые можно беззаботно провести вечер. Ведь, как известно, ничто так не продлевает жизнь, как смех.

Читайте в предыдущем дайджесте: Европейцы используют «искусственное затмение» для изучения Солнца, а Китай бросит вызов Starlink: дайджест новостей