У черной дыры-беглеца замечен хвост длиной 200 тыс. световых лет

Черные дыры обладают репутацией ужасных монстров, которые пожирают все в радиусе своего гравитационного воздействия, а также их подозревают в связях с таинственной темной энергией. В то же время они также могут участвовать в формировании новых звезд. Ученые с помощью космического телескопа Hubble заметили у черной дыры-беглеца огромный хвост, в котором оказалось много молодых звезд.

Впечатление художника от сверхмассивной черной дыры-беглеца
Сверхмассивная черная дыра-беглец, которая была выброшена из галактики в результате схватки между двумя другими черными дырами, в представлении художника. Когда черная дыра пронизывает межгалактическое пространство, она сжимает разреженный газ перед собой. Эта иллюстрация основана на наблюдениях космического телескопа Hubble, который заметил длинный хвост из звезд длиной 200 тыс. световых лет. Иллюстрация: NASA, ESA

Большинство очень больших черных дыр, которые называются сверхмассивными, расположены в центре галактик, но иногда эти космические голодные звери одиноко блуждают холодными глубинами космоса. Это касается недавно открытой черной дыры массой 20 млн солнц, которая с огромной скоростью несется сквозь космическое пространство.

Вероятно, она образовалась в результате слияния двух галактик, каждая со своей сверхмассивной черной дырой. Затем третья галактика подошла слишком близко, и в хаосе трехстороннего слияния одна из черных дыр была выброшена наружу с невероятным ускорением. Она мчится настолько быстро, что будь она в нашей Солнечной системе, то расстояние от Земли до Луны преодолела бы за 14 минут.

С тех пор одинокая черная дыра путешествует по космосу. Теперь за ней тянется хвост из звезд длиной 200 тыс. световых лет. Это вдвое больше диаметра Млечного Пути. Похоже, эффект произошел из-за того, что черная дыра на своем пути врезается в межзвездные облака и оставляет за собой след раскаленного газа, создавая благоприятную среду для формирования звезд. Подобное явление наблюдалось впервые, и его заметили случайно, когда астрономы просматривали изображение Hubble и исследовали то, что походило на царапины на снимках.

Ранее мы сообщали о том, как была раскрыта тайна черных дыр.

Исследование опубликовано в The Astrophysical Journal Letters.