Ученые разгадывают загадки соляных ледников на Меркурии

Ученые обнаружили на Меркурии залежи солей, которые напоминают ледники. Они состоят из летучих веществ. По мнению специалистов, это может изменить наши представления о том, как эволюционировала эта планета в начале своего существования.

Borealis Chaos, под которым обнаружили ледники
Borealis Chaos, под которым обнаружили ледники. Источник: astrobiology.com

Соляные ледники на Меркурии

Ученые из Института планетарных наук обнаружили доказательства присутствия на Меркурии залежей солей, которые образуют целые ледники. Они скрываются под тонким внешним слоем пород и формируют целые ландшафты. Об их присутствии стало известно благодаря провалам, которые образовались там, где произошел процесс сублимации, то есть вещества перешли из твердого состояния непосредственно в газообразное, а гравитация планеты не смогла их удержать.

Вообще на других планетах ученые находят ледники уже не впервые. Однако насколько они на самом деле аналогичны земным — вопрос крайне спорный. На Земле их преимущественно образует вода, ведь диапазон температур на нашей планете позволяет ей находиться в трех состояниях.

А вот, например, на Плутоне ледники образует азот, который там преимущественно находится в твердом состоянии. Поэтому ничего удивительного, что залежи солей, которые на Меркурии могут просто испариться, считаются ледниками.

Ранняя эволюция планеты

Теперь ученые стремятся разгадать, как эти ледники образовались. Исследователи изучают местность под названием Borealis Chaos, расположенную в северной приполярной области планеты. Она представляет собой нагромождение скал, которое, как считается, образовалось в результате испарения солей.

«Эта территория характеризуется запутанными моделями распада, достаточно значительными, чтобы уничтожить целые популяции кратеров, некоторые из которых датируются примерно 4 миллиардами лет. Под этим разрушенным слоем лежит еще более древняя палеоповерхность, покрытая кратерами, которую ранее идентифицировали с помощью гравитационных исследований. Сравнение фрагментированной верхней коры, которая сейчас образует хаотичный рельеф над этой древней поверхностью, показывает, что кора была твердой на тот момент, когда шар под ней начал испаряться», — сказал один из авторов исследования.

Новое открытие бросает вызов привычным теориям образования летучих веществ. Обычно их появление связывают с гравитационной дифференциацией глубин планеты, когда они выплавляются из более тяжелой смеси. По мнению ученых, на Меркурии ледники образовывались противоположным образом.

В самом начале планета имела плотную первичную атмосферу. Прежде чем испариться, она подвергалась значительным перепадам температуры в течение суток. Именно тогда части ее превращались в жидкость и выпадали на поверхность, где образовывали озера из рассола. Впоследствии вода из них испарилась, а соли оставались там, где их скрывали твердые частицы. Так и образовались ледники.