Ученые разгадали, как возникают марсианские полярные сияния

Новый тип полярных сияний, существующий на Марсе, появляется вследствие взаимодействия солнечного ветра с магнитными полями, возникающими в коре. Глобальной ионосферы у планеты нет.

Марсианские полярные сияния
Марсианское полярное сияние

Марсианские полярные сияния

Физики из Университета Айовы заинтересовались полярными сияниями, возникающими на Марсе. Красная планета практически лишена магнитного поля. Поэтому до сих пор оставалось непонятным, с чем же взаимодействуют частицы солнечного ветра для того, чтобы эти явления могли там наблюдаться.

Отправной точкой для исследований были данные миссии Mars Atmosphere and Volatile EvolutionN (MAVEN), которой управляет NASA. За время работы на орбите этот аппарат зафиксировал не менее 200 случаев полярного сияния. В новом исследовании, опубликованном в Journal of Geophysical Research: Space Physics, ученые смогли объяснить, как же это явление возникает.

По мнению физиков, процесс этот достаточно уникален для Марса, хотя и имеет много общего с земными аналогами. Причиной сияний являются локальные магнитные поля, возникающие в коре планеты. Исследования показывают, что внутри таких полей частота возникновения этих явлений определяется ориентацией магнитного поля относительно солнечного ветра. В то же время за их пределами свечение газов коррелирует с давлением света.

Ионосфера и геологическое строение Марса

Загадка марсианских сияний является частью значительно большей тайны, связывающей вместе внутреннее строение и магнитное поле Красной планеты. До сих пор бытовало мнение, что Марс преимущественно мертв. Нет движения расплавленного вещества внутри, так что и землетрясения все остались в прошлом.

А если нет внутреннего динамо, то и магнитное поле отсутствует, как и ионосфера. Но исследования последнего десятилетия свидетельствуют, что геологические события ничего не знают о нашей уверенности в том, что их нет. И марсианские полярные сияния есть, хотя и не столь глобальные, как на Земле.

Сейчас ученые приходят к единому мнению, что на самом деле под корой Марса или непосредственно в ней какие-то геологические процессы происходят. И вопрос о том, насколько они действительно глобальны, очень важен для колонизации планеты. Ведь если глубины нашего соседа не совсем мертвые, то их можно активизировать и лучше защитить будущие города от космического излучения.