Ученые пронаблюдали «танец» двух сверхмассивных черных дыр

Команда американских астрономов стала свидетелями эпического «танца» двух сверхмассивных черных дыр, расположенных в центре далекой галактики. Уже в ближайшем будущем они сольются в единый объект.

Две сверхмассивные черные дыры в представлении художника. Источник: Caltech/R. Hurt (IPAC)

Вновь найденная пара черных дыр расположена в центре квазара PKS 2131-021 — далекой галактики, ядро которой является мощным источником излучения. Как правило, его источник — деятельность активно поглощающей вещество сверхмассивной черной дыры. Однако данный случай является исключением. В ходе анализа архива данных радионаблюдений квазара за последние 45 лет исследователи пришли к выводу, что в его центре находится не одна, а сразу две сверхмассивные черные дыры.

По всей видимости, вторая черная дыра в ядре PKS 2131-021 осталась после его слияния с другой галактикой. В настоящее время оба гиганта находятся в своеобразном гравитационном «танце». В процессе обращения друг вокруг друга расстояние между ними постепенно сокращается.

Сейчас черные дыры разделены дистанцией в 2000 а.е., что примерно в 50 раз больше, чем среднее расстояние от Солнца до Плутона. По галактическим меркам это совсем немного. Расчеты показывают, что всего через 10 тысяч лет объекты сольются воедино.  Этот процесс будет сопровождаться выделением огромного количества энергии и образованием гравитационных волн.

Ранее мы писали о том, как астрономы нашли пару черных дыр, спрятавшихся в центре блазара.