Ученые открыли в ранней Вселенной черную дыру нового типа

Ученые обнаружили в ранней Вселенной галактику COS-87259. В ее центре находится стремительно растущая черная дыра, но этот процесс скрыт от нас облаками пыли. Темпы звездообразования в этой звездной системе в 1000 раз выше, чем у Млечного Пути.

Галактика, покрытая пылью
Галактика, покрытая пылью. Источник: NASA

Черная дыра в ранней Вселенной

Астрономы из университетов Техаса и Аризоны открыли в ранней Вселенной галактику с сверхмассивной черной дырой в центре, отличающейся удивительными характеристиками. Сама звездная система содержит чрезвычайно большое количество пыли. Следствием этого являются высокие темпы звездообразования.

Светила в COS-87259 образуются в 1000 раз чаще, чем во Млечном Пути. Но еще интереснее наблюдать за сверхмассивной черной дырой, которая находится в ее центре. На нее падает огромная масса газа и пыли, и черная дыра, как все объекты в подобных случаях, интенсивно излучает энергию и выбрасывает избыток вещества.

Отличие от квазаров заключается лишь в том, что струя, движущаяся со скоростью, близкой к световой, проходит прямо сквозь саму галактику. А огромная масса газа и пыли задерживает большую часть излучения, поэтому COS-87259 не светит, как маяк, сквозь всю Вселенную.

Новый взгляд на эволюцию Вселенной

До сих пор подобных объектов в ранней Вселенной не наблюдалось. Новое открытие важно для разгадывания одной из самых интригующих загадок в космологии: как сверхмассивные черные дыры успели так быстро набрать массу.

Наблюдения показывают, что уже в первые сотни миллионов лет во Вселенной существовали сверхмассивные черные дыры, тяжелее миллионов солнц, хотя времени на их образование не хватало. Для объяснения этого парадокса ученые придумали немало теорий, в том числе и о прямом коллапсе этих объектов из гигантских облаков газа.

Галактику COS-87259 мы тоже видим такой, какой она была спустя 750 млн лет после Большого взрыва. Но гигантская куча пыли, которая падает на нее, прекрасно объясняет, почему мы могли неправильно оценить темпы роста черных дыр в начале Вселенной.

Самое интересное в этом открытии то, что его сделали почти сразу на участке неба, который уже неоднократно использовался для исследования молодой Вселенной. Это означает, что подобные объекты в то время были чрезвычайно распространены, просто мы их до сих пор не видим из-за тусклости.

По материалам Рhys.org.