Ученые открыли суперземлю у тусклого красного карлика

Ученые открыли планету, вращающуюся вблизи зоны жизни красного карлика Ross 508. Эта суперземля была подмечена благодаря применению метода радиальных скоростей в ближнем инфракрасном спектре.

Суперземля у красного карлика
Суперземля в системе красного карлика. Источник: Reuters

Суперземля у красного карлика

Команда японских астрономов под руководством Хироки Харакавы открыла планету у близкого к Земле красного карлика Ross 508. Масса планеты примерно в четыре раза больше земной. Радиус ее пока неизвестен, но скорее всего она является суперземлей, а не очень маленьким газовым гигантом.

Суперземлями называют планеты, которые похожи на Землю по своему химическому составу, но больше ее. Несмотря на это, новая планета Ross 508 b вряд ли пригодна для жизни, как мы его знаем. Ross 508 гораздо тусклее Солнца, но планета вращается на расстоянии 0.053 астрономической единицы от него, что значительно ближе Меркурия.

Как следствие, суперземля совершает один оборот вокруг звезды всего за 10,75 земных суток, а облучение ее светилом в 1,4 раза больше, чем у нашей планеты. Ross 508 b находится у внутренней границы зоны жизни своего светила. Скорее всего, по своим условиям она напоминает Венеру.

Доплеровский метод в инфракрасном спектре

Ross 508 находится всего в 36,5 световых годах, однако красный карлик имеет 18 процентов солнечной массы. Также он очень тусклый. Поэтому заметить около него планету до сих пор не удавалось.

Открытие было сделано с помощью телескопа «Субару», который может работать в ближнем инфракрасном спектре. На этих длинах волн красные карлики излучают гораздо больше энергии. Ученые пропустили ее через спектрограф и некоторое время изучали эмиссионные линии. Они увидели их смещение, что свидетельствовало о наличии массивного тела. Результаты исследований опубликованы в Publications of the Astronomical Society of Japan.

Этот прием называется методом радиальных скоростей. Он основан на эффекте Доплера. Ранее он неоднократно применялся для поиска экзопланет в видимой части спектра. Но в этом варианте его чувствительность все же уступает транзитному методу. Поэтому больше других миров мы видели, когда они проходят по диску своей звезды.

Спектрография в ближнем инфракрасном свете имеет гораздо большую чувствительность. Благодаря этому в будущем ученые рассчитывают найти планеты и у других красных карликов. Что касается самой Ross 508 b, то она оказалась транзитной. Поэтому в будущем James Webb Space Teleskop сможет рассмотреть ее атмосферу при прохождении по диску звезды и узнать, из чего она состоит.

По материалам www.sciencealert.com