Ученые открыли сверхновую типа Ia

Еще одна сверхновая типа Ia вспыхнула в далекой галактике. Такие события происходят в двойных системах, в которых одна из звезд является белым карликом. В какой-то момент в веществе, перетекающем на него с компаньона, начинается неконтролируемая термоядерная реакция.

Сверхновые типа Ia
Сверхновые типа Ia. Источник: www.ieec.cat

Сверхновые типа Ia

С помощью космического телескопа James Webb астрономы из Научного института космических телескопов STScI открыли сверхновую. Новонайденный звездный взрыв, получивший название SN 2023adsy, является самым отдаленным из известных представителей этих явлений типа Ia. Открытие было подробно описано в научной статье, опубликованной 7 июня на сервере препринтов arXiv.

Сверхновые — это мощные и яркие звездные взрывы. Они имеют важное значение для научного сообщества, поскольку дают ключ к пониманию эволюции звезд и галактик. В общем, они делятся на две группы на основе их атомных спектров: тип I (без водорода в спектре) и тип II (с водородными спектральными линиями).

Сверхновые типа Ia (SN Ia) встречаются в двойных системах, в которых одно из светил является белым карликом. Звездные взрывы этого типа важны для научного сообщества, поскольку они дают существенные подсказки относительно эволюции звезд и галактик.

Спектральный класс сверхновой звезды и красное смещение

SN 2023adsy сначала была идентифицирована в 2023 году как переходный объект в галактике JADES-GS+53.13485-27.82088 с красным смещением 2.9. Дальнейшие наблюдения за SN 2023adsy показали, что она может быть сверхновой типа Ia.

На полученных изображениях видно, что SN 2023adsy имеет сильно смещенный в красную сторону спектр, что может быть связано со значительным ослаблением пыли от материнской галактики JADES-GS+53.13485-27.82088. Однако эта галактика имеет относительно низкую массу, металличность и яркость, следовательно, это указывает на то, что SN 2023adsy может быть собственно красной.

Исследование показало, что SN 2023adsy демонстрирует сильные спектральные линии ионизированного кальция (Ca II) в своем спектре с измеренной скоростью около 19 000 км/с. Это относительно высокая скорость по сравнению с общей популяцией известных SNe Ia.

Особенности сверхновой SN 2023adsy

Астрономы подчеркивают, что хотя эти особенности SN 2023adsy также наблюдаются у некоторых богатых кальцием сверхновых типа Ia, новая находка по своей сути является ярче общей популяции богатых кальцием SNe Ia с низким красным смещением.

Подводя результаты, авторы статьи отмечают, что нужно больше наблюдений сверхновых типа Ia, чтобы выяснить, является ли SN 2023adsy из-за своих особенностей выбросом среди популяции SNe Ia. Исследователи хотят узнать, меняется ли распределение энергии в спектре этих вспышек в зависимости от того, какие звезды их породили и какое окружение они имели.

Геомагнитная тревога: ученые предупредили о полярных сияниях 24 июля