Ученые объяснили происхождение загадочного спутника астероида Динкинеш

Планетологи пришли к выводу, что контактный астероид Селам, являющийся спутником астероида Динкинеш, образовался из выброшенного с его поверхности вещества. Об этом говорится в статье, опубликованной в журнале Nature.

Астероид Динкинеш и его спутник Селам. Источник: NASA/Goddard/SwRI/Johns Hopkins APL

Орбита астероида Динкинеш проходит в Главном поясе астероидов. Он был выбран в качестве «тренировочной» цели для миссии Lucy уже после ее запуска. Инженеры решили использовать малое тело, чтобы протестировать работу инструментов зонда и эффективность его системы наведения.

1 ноября 2023 года Lucy совершил пролет Динкинеша. Рандеву преподнесло сюрприз. Оказалось, что  Динкинеш является двойным астероидом. У него имеется спутник, получивший название Селам. Его орбита проходит на расстоянии 3,1 км от Динкинеша, при этом он представляет собой контактное тело. Это значит, что Селам состоит из двух частей, каждое из которых в прошлом было отдельным небесным телом. Но затем они столкнулись на небольшой скорости и слились в единый объект. Диаметры двух половинок Селама составляют 210 и 230 метров, в то время как диаметр самого Динкинеша — 720 метров.

Сами по себе двойные астероиды не являются редкостью. Однако Динкинеш стал первым изученным астероидом, спутник которого является контактным телом. Чтобы раскрыть тайну его происхождения, исследователи тщательно проанализировали сделанные Lucy снимки. Им удалось обнаружить крупную впадину и хребет на поверхности Динкинеша. Ученые пришли к выводу, что в какой-то момент он потерял до четверти своего вещества. Часть впоследствии осела на поверхности, сформировав хребет. А часть осталась на орбите и из нее образовалась пара спутников, которые затем столкнулись, что и привело к рождению Селама.

Что касается первопричины выброса вещества то, скорее всего, он был вызван т.н. YORP-эффектом (эффектом Ярковского-О’Кифа-Радзиевского-Пэддэка). Он заключается в появлении слабого реактивного импульса за счет теплового излучения от нагревшейся днем и остывающей ночью поверхности астероида, придающего ему дополнительное ускорение. YORP-эффект способен настолько сильно раскрутить небольшой астероид, что тот в буквальном смысле начнет разваливаться на части.

По материалам Nature