Ученые нашли вещество сверхновой в метеорите

Химический состав метеорита Гипатия говорит о том, что его родительское тело содержало в себе межзвездную пыль, образовавшуюся в ходе взрыва сверхновой типа Ia. Об этом говорится в  статье, опубликованной в журнале Icarus.

Метеорит старше Солнечной системы

30-граммовый метеорит Гипатия был найден в 1996 году в Ливийской пустыне в Египте. По оценкам ученых, он упал на Землю 25—30 млн лет назад.

Фрагмент метеорита Гипатия. Источник: Romano Serra

Ученые впервые обратили серьезное внимание на Гипатию в 2013 году. Химический анализ метеорита выявил в нем образовавшиеся во время прохождения через земную атмосферу микроалмазы, а также вкрапления различных элементов, включая следы очень специфических углеродных соединений, которые называют полиароматическими углеводородами. Они являются компонентами межзвездной пыли, существовавшей еще до образования Солнца. Это означало, что Гипатия может быть старше Солнечной системы.

Пыль сверхновой

Неудивительно, что ученые продолжили изучать метеорит. Команда южноафриканских исследователей провела повторный анализ вещества Гипатии с целью установления процентного содержания в нем различных элементов. Исследование выявило необычно низкий уровень содержания кремния, хрома и марганца при повышенном содержании железа, серы, фосфора, меди, а также ванадия.

Сверхновая в представлении художника. Источник: ESA/Hubble

По мнению ученых, это говорит о том, что Гипатия представляет собой своеобразный «микс» из двух типов веществ, имеющих разное происхождение. Они сформировались в результате оседания более древней межзвездной пыли на примитивном небесном теле, сформировавшемся внутри протосолнечной туманности.

При этом вошедшая в состав Гипатии межзвездная пыль имеет довольно интересное происхождение. Она образовалась в ходе вспышки сверхновой типа Ia. Такие события происходят в результате термоядерного взрыва белого карлика в двойной системе, который превысил предел по массе за счет поглощения материи звезды-компаньона. На сегодняшний день Гипатия является первым метеоритом, в котором было найдено вещество сверхновой.

Ранее мы рассказывали об обнаружении в метеоритах всех четырех строительных блоков ДНК.

По материалам https://www.sciencedirect.com