Ученые нашли сверхновую промежуточного типа

Ученых заинтересовала необычная сверхновая, которая начала угасать, а затем вспыхнула с новой силой. Астрономы считают, что она представляет собой новый тип этого явления, который является промежуточным между тем что происходит в единичных и тесных двойных системах.

Наднова
Сверхновая. Источник: M. Weiss

Необычная сверхновая

Ученые из университетов Киото и Осаки, работающие с массивом антенн ALMA, который находится в Южной Америке, сделали интересное открытие в другой галактике. Они наблюдали сверхновую SN 2018ivc, которая вела себя немного неожиданно и начала тускнеть через 200 суток после взрыва.

Они решили еще раз ее проверить в момент, когда после взрыва прошло 1000 суток. К их удивлению, сверхновая не потускнела, а приобрела яркость, будто возродившись. Это первое подобное явление, которое удалось наблюдать в миллиметровом диапазоне. И именно это обстоятельство дало ученым возможность объяснить, что они, собственно, наблюдают.

По мнению астрономов, они имеют дело с явлением нового типа, которое занимает промежуточное положение между сверхновыми типа I и II. И связано оно с тем, что у звезды есть компаньон, но он находится на определенном расстоянии от нее.

Что увидели ученые
Что увидели ученые. Источник: NASA/ESA Hubble Space Telescope

Сложное прошлое сверхновой звезды

Сверхновые — это одни из самых мощных взрывов во Вселенной. Ученые разделяют их на два типа и множество подтипов. В первом случае у взрывающейся звезды есть компаньон, который в течение тысяч лет до взрыва оттягивает на себя ее внешние слои. Это ускоряет процесс, но в конечном итоге приводит к большим потерям массы.

Второй случай происходит, когда у звезды нет компаньона или он расположен слишком далеко от нее. Тогда она выжигает весь свой водород до конца и начинает формировать все более тяжелые элементы. Это завершается коллапсом и образованием значительно более тяжелого остатка, на который после взрыва падает большая часть выброшенного материала.

Ученым давно хотелось узнать, что бывает, когда компаньон находится не совсем рядом со звездой, но и не слишком далеко. И именно SN 2018ivc предоставила им такую возможность. Исследователи установили, что примерно за 1500 лет до взрыва компаньон звезды оттянул от нее значительную часть вещества, повисшего в пространстве как оболочка.

Когда звезда взорвалась, то сверхновая оказалась относительно слабой и начала угасать через 200 суток еще до того, как выброс достался этой оболочки. После этого он продолжил свое движение, в промежутке между 200 и 1000 сутками достиг ее и вспыхнул с новой силой.

По материалам Рhys.org.