Ученые нашли самый длинный звездный поток

Ученые нашли в скоплении галактик Волосы Вероники звездный поток, длина которого в 10 раз превышает диаметр Млечного Пути. Он висит в межгалактическом пространстве между несколькими крупными звездными системами.

Межгалактический звездный поток
Межгалактический звездный поток. Источник: William Herschel Telescope/Román et al

Звездный поток в скоплении Волосы Вероники

Ученые открыли звездный поток, висящий в межгалактическом пространстве подобно гигантской ленте. Он был обнаружен почти случайно, когда они изучали гигантское скопление галактик Волосы Вероники. Звездные потоки, то есть полосы, которые состоят из звезд, но лежат далеко в межгалактическом пространстве, были известны уже давно, однако только рядом с Млечным Путем.

Считается, что эти структуры образуются постоянно, когда большая галактика разрывает меньшую на куски. Они должны быть обычным явлением в космосе, но до сих пор разглядеть их на больших расстояниях не удавалось.

Первые наблюдения, которые позволили открыть поток, были сделаны с помощью сравнительно небольшого 70-сантиметрового телескопа астронома Майкла Рича в Калифорнии (США). Далее исследователи сфокусировали на этом районе 4,2-метровый телескоп Уильяма Гершеля (Ла-Пальма, Испания). После обработки изображения они увидели чрезвычайно слабый поток, длина которого в 10 раз превышает длину Млечного Пути.

Удивительная межгалактическая структура

Скопление Волосы Вероники получило свое название от созвездия Волосы Вероники, в котором оно находится. По последним данным, в его состав входит до 11 тыс. галактик, а расстояние до него составляет 300 млн св. лет. Среди систем подобного размера оно является наиболее изученным.

Открыл это скопление в 1933 году швейцарский астроном Фриц Цвикки. Он обратил внимание на огромное количество галактик, сконцентрированных в этом районе, и пришел к выводу, что они образуют единую систему. Позже, анализируя их движение, он впервые высказал мысль о существовании темной материи.

Собственно, ученые обнаружили новый звездный поток достаточно случайно. Они изучали гало, то есть рассеянные сферические составляющие галактик в поисках ответов относительно темной материи, когда увидели эту чрезвычайно тусклую структуру. Она очень уязвима к действию гравитационных сил. Поэтому факт, что она висит посреди скопления, их очень удивляет.