Ученые нашли новое объяснение для быстрых радиовсплесков

Быстрые радиовсплески — загадочное и очень кратковременное явление, которое наблюдается на некоторых диапазонах волн. Большинство современных теорий утверждают, что его порождают магнетары. Однако в новом исследовании выдвинуто предположение, что они образуются в результате взаимодействия двух пульсаров.

Слияние черных дыр порождает быстрые радиовсплески
Слияние черных дыр порождает быстрые радиовсплески. Источник: news.mit.edu

Что порождает быстрые радиовсплески

Быстрые радиовсплески впервые обнаружили в 2007 году. Это чрезвычайно мощные сигналы, которые длятся всего несколько десятков секунд. Поэтому точно установить, откуда они поступают, не представлялось возможным. Соответственно, и их источник пока точно не установлен.

Вместе с тем за прошедшие годы исследователи зарегистрировали более 600 подобных явлений, и выдвинули предположение, что их источником являются магнетары. Эти нейтронные звезды имеют самые сильные во Вселенной магнитные поля, и ученые подозревают, что именно в них время от времени возникают возбуждения, которые наша аппаратура и воспринимает как быстрые радиовсплески.

Однако в новом исследовании, опубликованном в Physical Review Letters, физики предположили, что источником быстрых радиоимпульсов может быть совсем другой тип нейтронных звезд — пульсары. Точнее, их могут порождать пары этих объектов.

Пары нейтронных звезд

В новом исследовании авторы рассмотрели, что происходит перед слиянием черных дыр. Исследование, опубликованное в 2017 году, показало, что непосредственно перед этим могут наблюдаться электромагнитные явления, очень похожие на быстрые радиовсплески.

Когда нейтронные звезды приближаются друг к другу, скорость их вращения возрастает. Это ускоряет электроны над их полюсами, что приводит к созданию электронно-позитронного плазменного поля. Затем, когда звезды сближаются, электромагнитная энергия вырывается из магнитных полей обеих светил в орбитальной плоскости непосредственно перед их столкновением.

По мнению исследователей, в этот момент и происходят быстрые радиовсплески. При этом внешне это явление очень похоже на то, что могло бы происходить и рядом с магнетаром. Однако разницу между ними можно было бы уловить.

Ведь в случае с магнетаром это происходило бы после какого-то события, которое можно было бы наблюдать каким-то другим способом. А в случае пары пульсаров быстрые радиовсплески должны происходить непосредственно перед их слиянием. Исследователи надеются, что радиотелескопы будущего смогут увидеть эту разницу.