Ученые ищут пригодные для жизни планеты с двумя Солнцами

Ученые уже неоднократно наблюдали экзопланеты, похожие на Татуин из «Звездных войн», то есть обращающиеся в системах двух звезд. Однако они до сих пор не уверены, насколько стабильными могут быть их орбиты. В новом исследовании они попытались ответить на этот вопрос.

Планета с двумя солнцами
Планета с двумя солнцами. Источник: www.frontiersin.org

Похожие на Татуин планеты планеты

В вымышленной, но крайне популярной вселенной «Звездных войн» существует планета под названием «Татуин». Помимо своего пустынного климата, она также известна тем, что имеет два солнца. Подобные миры ученые находили уже неоднократно. Однако новое исследование, выполненное сотрудниками Йельского университета и опубликованное в журнале The Astronomical Journal, может рассказать о них кое-что новое.

Вообще планеты в двойных системах не являются чем-то невероятным. Это следует из того факта, что на самом деле во Вселенной двойных звезд очень много. Поэтому миры, принадлежащие им, не такая уж редкость. Что касается того, должны ли эти небесные тела обязательно быть горячими пустынями из-за того, что солнц у них целых два, то здесь все зависит от их орбиты.

На самом деле вопрос о температуре на планете, обращающейся вокруг двух светил, интересует ученых значительно меньше, чем стабильность ее орбиты. Ведь в подобных системах гравитационные возмущения действительно должны быть огромными.

Именно поэтому исследователи решили сконцентрироваться на определенном типе двойных систем, в которых ближе к главной звезде обращается планета, а дальше — светило-компаньон. Для этого они использовали данные каталогов Gaia DR3, NASA Exoplanet Archive и TEPCat.

Результаты исследования

В общем ученые исследовали 40 звездных систем, соответствующих указанной выше схеме. И девять из них оказались идеально выровненными, то есть в них планета вращается в ту же сторону, что и главная звезда, и ее орбита лежит в одной плоскости с орбитой звезды-компаньона.

Такая комбинация может оставаться стабильной в течение многих миллионов лет, но на самом возникнуть ей не так уж просто. То, что ее имеют целых 9 миров из 40, по мнению ученых, свидетельствует, что подобные системы стремятся к стабильности.

А вот горячим такой мир должен быть действительно не всегда. Вместо этого там будет наблюдаться другой эффект: в определенные времена года ночь никогда не наступает. Как только заходит главное Солнце, сразу же появляется другое, хотя и значительно более слабое.

В другие же времена года солнц на небе действительно будет два. Хотя меньшее из них при этом, вероятнее всего, окажется настолько тусклым, что скорее будет напоминать необычно яркую звезду.