У  кандидата в карликовую планету найдены кольца

Международная команда исследователей объявила об открытии кольца у Квавара — ледяного объекта на краю Солнечной системы, являющегося кандидатом в карликовые планеты.

Квавар в представлении художника. Источник: ESA, CC BY-SA 3.0 IGO

Квавар (50000 Quaoar) был идентифицирован в 2002 году. На тот момент он являлся крупнейшим телом Солнечной системы, найденным со времен открытия Плутона. Его орбита проходит на расстоянии порядка 44 а.е. от Солнца, диаметр оценивается в 1110 км. В 2007 году у Квавара был найден 80-километровый спутник, получивший название «Вейвот» (Weywot).

В ходе недавнего исследования группа астрономов провела съемку Квавара при помощи высокоскоростной камеры HiPERCAM, установленной на Большой Канарском телескопе. Их целью являлось наблюдение покрытия объектом фоновой звезды. Ученые используют такие события для определения наличия у небесных тел атмосферы, а также поиска спутников и колец.

Поиски оказались результативными. Астрономам удалось зарегистрировать потускнение звезды непосредственно перед началом и сразу после завершения покрытия. Это свидетельствуют о том, что Квавар окружен кольцом.

Положение колец Квавара и его предела Роша. Источник: Paris Observatory

Кольцевые системы встречаются довольно редко. Помимо газовых гигантов, на данный момент они найдены только у астероида Харикло и карликовой планеты Хаумеа. Однако кольцо Квавара имеет важную особенность. Оно расположено от него на расстоянии, в 7,4 раза превышающем его радиус. Это почти вдвое больше предела Роша для Квавара — минимального расстояния, на котором приливные силы разрушат его спутники.

Ранее считалось, что именно близость к небесному телу является ключевым фактором, который не дает частицам колец собраться в единый спутник. Например, главное кольцо Сатурна расположено от него на расстоянии всего в три радиуса планеты. Исследователи отмечают, что открытие кольца Квавара, вероятно, потребует поиска новой модели, объясняющей, как оно образовалось и почему сохранилось.

Ранее мы рассказывали о том, как телескоп James Webb изучил кольца Харикло.

По материалам https://phys.org.