Трещины на Марсе рассказали о его влажном прошлом

Марсоход Curiosity недавно осуществил бурение пород, которые когда-то образовались на Марсе как осадочные. Наличие в них сети трещин указывает на то, что когда-то они были древними глинами, которые высохли на солнце. Это подтверждает идею о том, что в прошлом Марс имел влажный климат.

Марсоход Curiosity
Марсоход Curiosity. Источник: www.britannica.com

Трещины в древней грязи

Ученые, работающие с марсоходом Curiosity, недавно сообщили, что они нашли новое доказательство того, что Красная планета когда-то была влажной. Еще в 2021 году этот аппарат исследовал кратер Гейла, когда нашел скалу, которая получила название Pontours.

Аппарат осуществил ее бурение, чтобы взять образцы с глубины, и снял этот процесс. Недавно ученые обратили внимание на то, что на этих фото присутствует сетка из неглубоких, но очень густых трещин. На Земле подобные им формы возникают летом там, где на почве высыхают глубокие лужи. Быстрая смена насыщенной водой среды на сухую буквально разрывает породу, которая состоит из очень мелких частиц.

Ученые подумали, что и эта порода когда-то могла быть марсианской грязью, которая высохла на солнце и растрескалась. Им уже было известно, что на самом деле скала Pontours является остатками осадочных пород, и теперь нужно узнать ее химический и минералогический состав.

Трещины на Марсе
Трещины на Марсе. Источник: phys.org

Марс действительно был влажным

Анализ образцов, отобранных Curiosity, позволил установить две важные вещи. Во-первых, материал действительно представляет собой смектитовые глины, которые переходят в сульфатоносные слои. Во-вторых, возраст их составляет от 3,6 до 3,8 млрд лет, что соответствует границе Нойской и Гесперийской эпох.

На Земле и смектитовые глины, и сульфаты образуются во влажных условиях, поэтому ученые делают вывод о том, что и на Марсе в указанное время они присутствовали. Этот вывод нельзя назвать сенсационным, поскольку свидетельства существования воды в прошлом Красной планеты получали и раньше.

Однако то, насколько распространенной она была в разные периоды, пока Марс превращался в знакомую нам лишенную жизни пустыню, для ученых не до конца понятно. Поэтому каждое найденное доказательство является ценным.

Кроме того, найденные на Марсе древние лужи интересны также тем, что на Земле именно в таких местах зародилась и развивалась жизнь. Поэтому вполне возможно, что ее следы однажды найдут и в марсианских глинах.