Тормозит ли излучение квазаров звездообразованиe?

Ученые исследовали ионизирующее излучение, полоса которого наблюдается рядом с ближайшим к нам квазаром. Они не пришли к окончательному выводу, тормозят ли активные ядра галактик таким образом звездообразование.

Излучение квазаров
Излучение квазара в представлении художника

Ближайший к нам квазар

Ученые исследовали ближайший к нам квазар 3C 273. Он представляет собой активное ядро ​​галактики — сверхмассивная черная дыра, активно поглощающая вещество и излучающая электромагнитные волны. Расстояние до этого объекта составляет 2,4 млрд световых лет.

Как и все квазары, 3C 273 находится в центре галактики, но его излучение не дает рассмотреть эту звездную систему подробно. Японские ученые, работающие с южноамериканским массивом радиотелескопов ALMA, решили применить для наблюдений новую технику, которую они назвали «самокалибровкой».

Техника состоит в том, что специалисты постоянно калибруют восприятие сигнала в соответствии с его искривлением атмосферой Земли. В результате контрастность полученного изображения увеличивается. Команде астрономов удалось наблюдать квазар на частотах 93, 233 и 343 ГГц.

Ученые смогли увидеть узкую полосу ионизирующего излучения, тянущуюся от квазара через всю галактику. Подсчитано, что ее источником является ионизированный газ, масса которого измеряется десятками и сотнями миллионов масс Солнца.

Излучение квазаров может влиять на образование звезд

Полученные данные вызвали у ученых некоторую неуверенность. Дело в том, что в последнее время все больше свидетельств того, что квазары тормозят звездообразование в своих галактиках. И происходит это именно из-за ионизации окружающей среды. Газовые облака в этом состоянии просто не могут образовывать звезды.

Огромная масса газа вокруг 3C 273 вроде как и подтверждает это предположение. Но одновременно астрономам удалось как следует рассмотреть и саму галактику, в которой он находится. И похоже, что новые звезды в ней продолжают образовываться.

Для такой ситуации могут быть два правдоподобных объяснения. Первое заключается в том, что связь между ионизацией водорода и звездообразованием не так сильна, как считалось. Вторая версия говорит, что мы видим 3C 273 и его галактику в тот короткий промежуток времени, когда ионизация еще не успела остановить образование светил.