Телескоп-великан. Где в Украине находится уникальный астрономический инструмент

До 2014 года самым большим телескопом Украины был Зеркальный телескоп им. Г. А. Шайна. Однако его, как и другие инструменты Крымской астрофизической обсерватории, украла россия. Это действительно уникальный инструмент, о котором иногда говорят, что он — самый большой в Европе. Так это или нет — мы и попробуем разобраться в этой статье.

Зеркальный телескоп им. Г. А. Шайна

Самый большой телескоп Украины

Современная астрономия — это наука, использующая действительно большие инструменты. Все, что человек может самостоятельно перенести хотя бы в разобранном виде, давно уже считается любительскими инструментами. Профессионалы пользуются телескопами, вес которых может измеряться десятками и сотнями тонн.

Есть такие инструменты и в Украине. Самый большой из них — Зеркальный телескоп им. Г. А. Шайна. К большому сожалению, он находится в Крымской астрофизической обсерватории, которую в 2014 году вместе со всем полуостровом украла россия. Однако мы помним, чей он на самом деле.

Григорий Абрамович Шайн
Григорий Абрамович Шайн. Источник: Википедия

Своим названием телескоп обязан Григорию Абрамовичу Шайну — уроженцу Одессы, который с 1920-х годов работал в Симеизской обсерватории. Он преимущественно занимался исследованием спектров и вращения звезд, поэтому всегда нуждался в больших и качественных инструментах.

Когда в 1945 году Шайн возглавил новосозданную обсерваторию, он понял, что надо не только восстанавливать то, что было разрушено Второй мировой, но и создавать современные инструменты. Именно поэтому начал продвигать идею действительно большого телескопа. Однако советское правительство приняло программу его строительства только в 1954 году. А в 1960-м начались испытания Зеркального телескопа им. Г. А. Шайна, который окончательно ввели в эксплуатацию в 1961 году. Сам же Григорий Абрамович до этого момента не дожил, он умер в 1956-м.

Чем уникальна конструкция телескопа

Зеркальный телескоп Шайна относится к типу рефлекторов. Это означает, что увеличение достигается не системой линз, а криволинейным зеркалом, которое собирает свет в одной точке. Этот принцип является стандартным для всех крупных оптических инструментов современности. Он позволяет достичь большого увеличения без искажения изображения.

Зеркальный телескоп Шайна
Зеркальный телескоп Шайна. Источник: Википедия

Установленный в Крыму телескоп — действительно большой инструмент. Его главное зеркало имеет диаметр 2,64 м. Оно изготовлено из боросиликатного стекла толщиной 40 см и весит 4 тонны. Труба этого рефрактора весит 30 т, а в целом вся подвижная часть его конструкции — 62 тонны.

Однако действительно уникальным его делает не это, а наличие сразу нескольких фокусов. После сборки главным зеркалом свет направляется на четыре независимые оптические системы, привязанные к разным фокусам. На каждую из них можно устанавливать отдельный инструмент, например, ПЗС-матрицу или спектроскоп и проводить таким образом комплексные исследования.

Является ли Зеркальный телескоп Шайна крупнейшим в Европе?

На момент своего создания Зеркальный телескоп Шайна был третьим по диаметру зеркала в мире и самым мощным астрономическим инструментом видимой части спектра в Евразии. Больше него были только 5-метровый рефрактор Паломарской обсерватории и 3-метровый Ликской. Оба они находятся в Северной Америке.

Однако с тех пор, как он начал работать, прошло уже 60 лет, и за это время астрономия сделала несколько шагов вперед. Даже на орбиту успели запустить телескоп James Webb, чье зеркало имеет диаметр 6,5 м. Наземные же телескопы уже давно пересекли границу 10 м. А вскоре должен заработать инструмент с зеркалом диаметром 39 м.

Телескоп во вращающейся башне

Официально Зеркальный телескоп им. Г. А. Шайна является вторым по диаметру зеркала на постсоветском пространстве. Он уступает только 6-метровому рефлектору БТА-6 в Карачаево-Черкесии.

В Европе же он по диаметру зеркала уступает лишь четырем астрономическим инструментам: Большому телескопу Канарских островов (10,4 м), Телескопу Уильяма Гершеля (4,2 м), Национальному телескопу Галилео (3,58 м) и главному инструменту обсерватории Калар-Альто в Испании (3,5 м). В целом же в мире он 49-й по размеру.