Телескоп Hubble запечатлел искривленную сверхновую

Космический телескоп Hubble снял сверхновую, которую гравитационное линзирование показало ему трижды и превратило в световую дугу. Ученые рассчитывают, что ее свет поможет решить одну из самых больших загадок нашей Вселенной.

На этом снимке Hubble сверхновая обозначена трижды: как SN 2a, SN 2b и SN 2с
На этом снимке Hubble сверхновая обозначена трижды: как SN 2a, SN 2b и SN 2с. Источник: www.space.com

Искаженная сверхновая и телескоп Hubble

В марте этого года космический телескоп Hubble получил изображение сверхновой SN H0pe. Эти самые мощные во Вселенной взрывы он способен увидеть на расстояниях, намного превышающих размеры Галактики. Вот и этот взрыв орбитальная обсерватория сняла с расстояния в миллиарды световых лет.

Самое интересное то, что сверхновая на снимке выглядит как световая дуга, которая окутывает скопление галактик PLCK G165.7+67.0 (G165), похожее на три ярких пятна. Этот кластер находится на расстоянии 4,5 млрд световых лет от нас. Внутри самой дуги видно три точки, которые на самом деле являются изображениями одного и того же объекта.

Причиной того, что сверхновая выглядит так странно, является эффект гравитационного линзирования. Сила притяжения объектов, которые находятся между нами и SN H0pe, дважды продублировала изображение звезды, заставив свет двигаться разными путями. А остальное излучение вообще «размазало» в космосе.

Новое исследование

20 сентября была опубликована статья, посвященная SN H0pe. В ней акцентируется внимание на том, что эта сверхновая принадлежит к типу Ia. Они возникают в тесных системах, состоящих из обычной звезды и белого карлика. На последний все время падает вещество с компаньона, что в какой-то момент приводит к взрыву.

При этом сила взрыва и то, как он угасает, во всех случаях одинакова. Из-за этого сверхновые типа Ia ученые рассматривают как «стандартные свечи». По их видимой яркости можно определять расстояние. А в случае SN H0pe гравитационная линза еще и сделала ее хорошо видимой.

С какой скоростью расширяется наша Вселенная

Ученые предлагают использовать SN H0pe для решения одной из самых больших загадок современности — напряженности Хаббла. Свое имя она получила не от космического телескопа, а от постоянной, которая, в свою очередь, носит имя того же американского ученого, что и обсерватория.

Постоянная Хаббла определяет, с какой скоростью расширяется наша Вселенная. Но проблема в том, что ее значения, полученные из наблюдения за галактиками и по реликтовому микроволновому фону, немного разные. Как следствие, даже то, насколько давно произошел Большой взрыв, определяется с погрешностью.

Ученые надеются, что, определив видимую яркость SN H0pe, они узнают точное расстояние до нее. А исследовав ее спектр, станет известно, с какой скоростью она удаляется от нас. По этим данным можно определить постоянную Хаббла и положить конец всем спорам.