Телескоп Gaia открыл семейство скрытых черных дыр

Космическая обсерватория Gaia помогла астрономам открыть ранее неизвестную черную дыру звездной массы. Она является одним из ближайших к Земле подобных объектов.

Самая близкая черная дыра

Осенью 2022 года сотрудники миссии Gaia объявили об обнаружении ближайшей к нам черной дыры, получившей обозначение Gaia BH1. Она обращается вокруг солнцеподобной звезды, расположенной на расстоянии 1560 световых лет от Земли по направлению к созвездию Змееносец.

Положение найденных Gaia черных дыр. Источник: ESA/Gaia/DPAC

В ходе дальнейшего анализа данных телескопа астрономам удалось найти второй подобный объект. Черная дыра Gaia BH2 обращается вокруг красного гиганта, расположенного на расстоянии 3800 световых лет. На сегодняшний день это вторая по удаленности от Земли черная дыра, известная ученым.

Обнаружение Gaia BH1 и Gaia BH2 стало важной вехой. Фактически, Gaia обнаружил ранее неизвестную популяцию черных дыр, до этого ускользавшую от внимания астрономов. Но как было сделано это открытие?

В поисках скрытых черных дыр

Современные модели предсказывают, что в Млечном Пути должно находиться до 100 млн черных дыр звездной массы, сформировавшихся в результате коллапса сверхмассивных звезд. Однако в реальности ученым пока что удалось идентифицировать лишь несколько десятков подобных объектов. Столь большое расхождение объясняется сложностями их обнаружения.

Колебания в видимом движении звезды, вызванные наличием у нее компаньона. Источник: ESA

Обычно, астрономы находят черные дыры по излучению, производимому поглощаемым ею веществом. Проблема в том, что далеко не все черные дыры демонстрируют подобную активность. Поэтому, специалисты миссии Gaia избрали другой способ. Они начали анализировать данные о положении и направлении движения звезд. Целью исследователей был поиск колебаний, свидетельствующих о наличии у них невидимых компаньонов. В последующем подозрительные системы проверялись при помощи наземных телескопов, чтобы исключить наличия рядом тел, способных оказать гравитационное воздействие.

Благодаря этому методу исследователям и удалось обнаружить Gaia BH1 и Gaia BH2. В обоих случаях звезда обращается вокруг невидимого тела, чья масса намного превосходит солнечную (в 9,6 и 8,9 раз соответственно). Астрономам известен лишь один тип объектов, подпадающий под указанные характеристики — черная дыра.

Находка имеет важное значение. Фактически, Gaia удалось подтвердить существование целой популяции скрытых черных дыр. В настоящее время исследователи ждут следующий релиз данных Gaia, который позволит найти и другие подобные объекты.

По материалам https://www.esa.int