Телескоп eRosita помог создать самый полный обзор неба в рентгеновских лучах

Ученые, занимающиеся обработкой данных с космического телескопа eROSITA, опубликовали самый полный на сегодня рентгеновский обзор неба. Он содержит более 900 тыс. источников излучения.

Небо, каким его увидел телескоп eROSITA
Небо, каким его увидел телескоп eROSITA. Источник: uni-tuebingen.de

Телескоп eROSITA

Немецкий консорциум eROSITA опубликовал данные своей части первого обзора всего неба с помощью одноименного телескопа мягкого рентгеновского изображения. Работа опубликована в журнале Astronomy & Astrophysics. Вместе с данными консорциум опубликовал серию научных работ, описывающих связанные с ними исследования, начиная от исследований пригодности планет до открытия крупнейших космических структур.

С космическим телескопом eROSITA произошла достаточно неприятная история. Европейцы разместили его на борту российского спутника «Спектр-РГ». Он успешно собирал данные в течение пары лет, но полностью свою работу на момент широкомасштабного вторжения завершить не успел. Сотрудничать со страной-агрессором ученые отказались, а та попыталась украсть инструмент.

Тогда у россиян ничего не получилось, но исследования повисли в воздухе. И вот, наконец, немецкие ученые опубликовали первый обзор неба, который получил название eRASS1. В него вошли результаты исследований с 12 декабря 2019-го по 11 июня 2020 года.

Самый подробный каталог рентгеновских источников

На основе лишь первых шести месяцев наблюдений eROSITA уже обнаружила больше источников, чем было известно ранее за 60-летнюю историю рентгеновской астрономии. Теперь данные, доступные мировому научному сообществу, революционизируют наши знания о Вселенной при высоких энергиях.

В наиболее чувствительном диапазоне энергии детекторов eROSITA (0,2–2 кэВ) телескоп зафиксировал 170 млн рентгеновских фотонов, для которых камера может точно измерить входную энергию и время прибытия. Всего было обнаружено более 900 тыс. источников.

Среди них 710 тыс. являются сверхмассивными черными дырами в далеких галактиках (активных галактических ядрах), 180 тыс. — звездами, излучающими рентгеновские лучи во Млечном Пути, и 12 000 скоплений галактик. Также небольшое количество других экзотических классов, таких как двойные звезды, излучающие рентгеновское излучение, остатки сверхновых, пульсары и другие объекты.

Вместе с релизом данных немецкий консорциум eROSITA подал почти 50 новых научных публикаций в журналы, добавив к более 200, которые уже были опубликованы командой до того. Они посвящены невероятно широкому спектру тем от межгалактического газа до черных дыр, которые квазипериодически осуществляют выбросы вещества.