Сверхновая Кеплера: как взрыв звезды 1604 года изменил наше понимание Вселенной

В октябре 1604 года на небе внезапно засияла яркая звезда, которая обескуражила астрономов того времени. Первым, кто обратил внимание на странную звезду был немецкий астроном Иоганн Кеплер — это произошло 9 октября, а уже 17 октября он приступил к ее наблюдениям, которые затянулись более чем на год. Кеплер наблюдал за звездой, вдохновленный предыдущей работой датского астронома Тихо Браге, который наблюдал подобное явление – сверхновую в 1572 году. Новая звезда увеличивала свою яркость до звездной величины -2,5, превосходя Юпитер по светимости, и в течение трех недель была видимой даже днем, прежде чем она окончательно исчезла с неба в марте 1606 года.

SN 1604
SN 1604 или Сверхновая Кеплера. Фото: Wikimedia

Результаты своих наблюдений Кеплер опубликовал в 1606 году в труде De Stella nova in pede Serpentarii. Звезду назвали Сверхновой Кеплера, которая сегодня известна под каталогизированным названием SN 1604.

Книга Кеплера
Книга Кеплера о его наблюдениях сверхновой 1604 года на странице, на которой изображено расположение новой звезды на небе. Иллюстрация: NASA

Тогдашние астрономы не знали, что новая звезда была результатом взрыва звезды. Сегодня известно, что SN 1604 относится к сверхновым типа Ia, которые возникают в двойных звездных системах, где белый карлик притягивает вещество от своего компаньона – красного гиганта. Когда масса белого карлика достигает критической величины (примерно 1,4 массы Солнца), начинается термоядерная реакция, которая вызывает взрыв, высвобождающий огромное количество энергии и света.

Портрет Йоганна Кеплера
Портрет Иоганна Кеплера работы Августа Келера. Иллюстрация: NASA

Кеплер вел наблюдения невооруженным глазом – до изобретения телескопа Галилео Галилеем оставалось еще четыре года. Однако его труд заложил основы для дальнейших исследований сверхновых. Астрономы продолжают изучать остатки SN 1604 с помощью современных наземных и космических телескопов, особенно в радио- и рентгеновском диапазонах. Эти наблюдения помогают лучше понять процессы, происходящие во время взрывов сверхновых.

Наднова типу Ia
Сверхновая типа Ia является результатом того, что белый карлик втягивает материал из соседней звезды красного гиганта, а дополнительная масса приводит к бесконтрольному термоядерному взрыву

Сверхновые типа Ia играют важную роль в современной космологии. Из-за того, что они имеют одинаковую массу и яркость, их используют как «стандартные свечи» для измерения расстояний во Вселенной. Это помогло обнаружить, что Вселенная расширяется с ускорением, возможно, из-за влияния темной энергии – одной из самых больших загадок современной науки.

Ранее мы сообщали о том, как астрономы взвесили Вселенную.