Сверхмассивные черные дыры питаются межгалактическим газом

Ученые исследовали, как сверхмассивные черные дыры влияют на поток газа в галактиках. Они впервые увидели, как вещество перетекает к одному из этих монстров из соседней галактики.

Газ из других галактик питает черные дыры
Газ из других галактик питает черные дыры. Источник: Рhys.org

Почему черные дыры становятся активными?

В центре каждой большой галактики находится сверхмассивная черная дыра. Она постоянно растет, поглощая окружающий газ. Однако мы видим ее преимущественно тогда, когда питание становится особенно интенсивным. Тогда появляется то, что мы знаем как активное ядро галактики.

Не до конца понятным остается то, откуда берется такое количество газа. Многочисленные косвенные исследования указывали, что он притекает к центру галактики извне. Ученые из Университета Саутгемптона смогли наблюдать этот процесс напрямую.

Они использовали 4-метровый англо-австралийский телескоп в Новом Южном Уэльсе для того, чтобы наблюдать за 3000 галактик. Они искали системы с так называемым смещенным газом, то есть такие, в которых рассеянное вещество вращается не в том направлении, что звезды. Также их интересовали активные ядра звездных систем.

Перетекание газа между галактиками

Главный вывод, к которому пришли ученые в процессе работы — в галактиках со смещенным газом или где-то рядом с ними очень часто присутствуют активные ядра. Между этими двумя процессами однозначно существует связь.

Похоже, особенно интенсивно этот процесс происходит там, где две галактики сближаются. В этом случае гравитационные силы черной дыры нарушают его течение у соседа. Он начинает перетекать через межгалактическое пространство. Черные дыры становятся активными.

Сам процесс перетекания ученым удалось наблюдать впервые. Он хорошо подтверждает все теории относительно того, как эволюционируют галактики при соединении. Теперь исследователи хотят использовать полученный результат, чтобы понять, насколько же в целом выросли сверхмассивные черные дыры за время существования Вселенной и насколько важным был этот процесс в его начале.

По материалам Рhys.org.