Странный объект может оказаться звездой из темной материи

Ученые предположили, что невидимый компаньон, вокруг которого вращается солнцеподобная звезда, которую наблюдает космический телескоп Gaia, является не черной дырой, как считалось до сих пор, а значительно более экзотическим объектом. Это может быть звезда, которая полностью состоит из темной материи.

Черная дыра
Черная дыра. Источник: NASA/JPL-Caltech

Удивительный невидимый компаньон

Ученые, которые обрабатывают данные от космического телескопа Gaia, обратили внимание на одну из многочисленных двойных систем, наблюдаемых этим астрометрическим прибором. Доподлинно известно, что один из ее компонентов является звездой, похожей на Солнце. Она имеет 93 процента его массы.

А вот второго компонента системы телескоп не видит. Известно только, что его масса по крайней мере в 11 раз превышает солнечную и первая звезда вращается вокруг него на расстоянии в 1,4 а. е., то есть ее орбита близка к марсианской.

При этом делает она это достаточно быстро — всего за 188 суток. Из этого ученые ранее делали вывод, что объект, вокруг которого она вращается, является черной дырой. Однако в конце апреля появилось исследование, которое до сих пор не прошло рецензирование и которое утверждает, что это значительно более экзотический объект.

Темная материя и звезды из нее

С теорией о том, что второй объект в этой системе является черной дырой, действительно не все в порядке. Для того чтобы сложилась такая ситуация, система должна была родиться как двойная, пережить взрыв сверхновой и при этом вторая звезда каким-то образом должна была уцелеть и остаться на своей орбите. А это требует совпадения многих редких факторов.

Поэтому ученые предложили экзотическое альтернативное решение. На самом деле второй объект является редкой звездой из темной материи. Об этой форме существования вещества во Вселенной спорят уже давно. Никто не может понять, из чего она состоит, но все соглашаются с тем, что она не вступает ни в какое взаимодействие с остальной Вселенной, кроме гравитационного.

Одно из возможных объяснений заключается в том, что ее составляет какой-то экзотический вид бозонов. Если это так, то она может образовывать компактные сгущения. Недавно ученые предполагали, что даже в нашей Галактике могут существовать так называемые Q-шары из нее, и даже описывали, как их можно найти с помощью гравитационного линзирования.

В новом исследовании говорится о том, что темная материя может сжиматься еще сильнее и образовывать звезды. Свет они не продуцируют, поскольку внутри не идут термоядерные реакции, зато могут быть очень массивными и компактными. И именно таким является объект в двойной системе, которая привлекла внимание ученых.

Если это действительно звезда из темной материи, то дальнейшие наблюдения это непременно покажут. Несмотря на свое название, черные дыры, взаимодействующие со звездами, порождают огромное количество эффектов, которые в случае более экзотического объекта не возникают.