Старый зонд позволил измерить прозрачность колец Сатурна

Данные зонда Cassini, который перестал функционировать еще шесть лет назад, использовали для определения оптической глубины колец Сатурна. Ученые смогли измерить фотоэффект благодаря одному из приборов на зонде.

Кольца Сатурна
Кольца Сатурна. Источник: NASA/JPL-Caltech

Аппарат Cassini

Аспирант Ланкастерского университета измерил оптическую глубину колец Сатурна с помощью нового метода, основанного на том, сколько солнечного света достигло космического корабля Cassini, когда он был в тени колец. Исследование было опубликовано в Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Оптическая глубина — это одна из характеристик, которые связаны с прозрачностью объекта. Она показывает, на какое расстояние свет может углубиться в него, прежде чем будет полностью поглощен. Именно эту характеристику и измерили ученые с помощью старого космического зонда.

Cassini был запущен еще в 1997 году. Миссия совершила 22 близких пролета возле Сатурна и завершилась еще в 2017-м. За это время она собрала огромное количество разнообразных данных. Они никуда не исчезли и ученые продолжают их изучать, совершая новые открытия.

Измерение фотоэффекта

В этом случае ученых интересовали данные зонда Ленгмюра, который был на борту Cassini. Этот прибор предназначен для измерения плотности плазмы в окружающей среде. Работает он благодаря возникновению электрического тока под действием внешних факторов. Однако к движению электронов могут привести не только заряженные частицы, но и фотоны света.

Это явление называется фотоэффектом. Именно его и решили использовать исследователи для определения оптической глубины колец Сатурна. Правда, отделить те электроны, которые начали двигаться под действием фотонов, от тех, которые породила плазма, невозможно.

Зато ученым было четко известно, в какой конкретно точке в каждый момент измерения находился аппарат. Знали они и то, насколько ярким является Солнце вблизи Сатурна. Используя эти данные и сравнивая их с изменениями показаний зонда Ленгмюра, они смогли рассчитать величины токов и, как следствие, оптические показатели колец.