Спутниковые снимки: озера на Земле могут стать менее голубыми

Ученые изучили спутниковые данные и установили, что только 30 процентов всех озер на Земле имеют голубой цвет воды. И в будущем их количество может еще снизиться из-за глобальных изменений климата.

Голубые озера могут исчезнуть из-за глобального потепления
Голубое озеро в Северной Америке

Ученые изучают озера с орбиты

Ученые исследовали 5,14 млн спутниковых снимков пресноводных водоемов, сделанных с 2013 по 2020 годы. На них изображено 85 360 озер и водохранилищ, разбросанных по всему земному шару. Исследователей интересовал цвет воды.

Оказалось, что чистый голубой цвет имеет менее трети из водоемов. Как правило, это более глубокие озера, находящиеся в прохладных широтах, где выпадает большое количество осадков, а зимой наблюдается ледяной покров.

69 процентов всех озер на Земле имеют зеленовато-коричневый окрас. В основном они тяготеют к засушливым регионам и находятся либо совсем в глубине континентов, либо прямо у побережья.

Что изменяет цвет озер

Новое исследование цвета озер по спутниковым снимкам показало, что отнюдь не наносы и переносы водорослей определяют, остается ли озеро голубым большую часть года или приобретет менее приятный цвет. Главными факторами здесь выступают температура воздуха, осадки, высота над уровнем моря и глубина водоема.

Карта кольору води в озерах
Карта цвета воды в озерах. Источник: Рhys.org

И то, что первые два параметра из перечисленных определяются климатом местности, навело ученых на мысль, что изменения глобальной температуры на планете могут сильно сократить количество голубых озер уже в ближайшие годы.

Исследователи смоделировали, как разные сценарии глобального потепления могут повлиять на цвет озер. Оказалось, что потерять голубой цвет в первую очередь могут водоемы, находящиеся в высоких широтах: Канаде, Северной Европе и Новой Зеландии.

Собственно, микроскопические водоросли и так есть во всех этих озерах. Но низкие температуры в течение большей части года мешают им развиваться. Если воздух начнет прогреваться сильнее, то они тоже «зацветут», и бороться с этим будет невозможно.