Спутник исследовал гигантскую «руку», простирающуюся с пульсара

Спутник IXPE исследовал активную в рентгеновском диапазоне туманность MSH 15-52, по своей форме напоминающую руку. Ученые поняли, как в ней движутся частицы, которые ускоряет ближайший пульсар.

Космический телескоп IXPE
Космический телескоп IXPE. Джерело: kipac.stanford.edu

Рентгеновская «рука»

Ученые, работающие с орбитальным рентгеновским телескопом IXPE, представили результаты своих исследований туманности MSH 15-52. По своему виду она напоминает руку, простирающуюся через пространство, однако рассмотреть это можно только в рентгеновском диапазоне.

Впервые о существовании MSH 15-52 астрономы узнали в 2001 году, когда рентгеновский телескоп Chandra наблюдал пульсар PSR B1509-58. Оказалось, что «космический ветер» от этого остатка сверхновой, вспыхнувшей около 1500 лет назад, образует фигуру такой интересной формы. По странному совпадению, первым снимком, сделанным человеком в этой части спектра, была фотография руки жены изобретателя Уильяма Рентгена.

Пульсар PSR B1509-58 находится в основе «ладони», и «пальцы» будто тянутся из него. Ученых очень заинтересовало, почему так происходит. Правда, получить ответ на этот вопрос не так просто, ведь туманность находится на расстоянии 16 тыс. световых лет от нас.

Жуткая космическая рука, которую изучал IXPE
Жуткая космическая «рука», которую изучал IXPE. Источник: NASA/CXC/SAO/J. Schmidt

Свидетельство IXPE

Однако именно эту задачу смог решить спутник IXPE. Этот запущенный в позапрошлом году орбитальный телескоп работает в поляризованном рентгеновском свете. То есть он чувствует, в какой плоскости происходят колебания в высокоэнергетических лучах. Благодаря этому ученые могут сказать, как располагаются магнитные поля в том месте, где они появились.

Карта магнитных полей туманности MSH 15-52 оказалась достаточно интересной. Поляризация рентгеновских лучей была чрезвычайно сильной. Это означает, что силовые линии, простирающиеся от пульсара к «пальцам», прямые, то есть никаких турбулентностей на своем пути не встречают.

А вот струя, идущая в противоположном направлении, оказалась интереснее. В самом ее начале поляризация очень мала. Это свидетельствует о том, что здесь есть значительная турбулентность, которая и ускоряет частицы.

Ученые очень довольны результатами работы. Картина, которую они увидели, напоминает то, что IXPE наблюдал у пульсаров в Парусах и Крабовидной туманности.