Спрятанная галактика поможет заглянуть в раннюю Вселенную

Астрономы сообщили об обнаружении ранее неизвестной галактики в окрестностях Млечного Пути. Долгое время она «пряталась» за звездой переднего плана, что не давало возможность ее увидеть.

Космические прятки

Вновь открытая галактика получила обозначение HIPASS J1131–31 (J1131–31). Она расположена на расстоянии всего 20 млн световых лет от Земли и несмотря на свои небольшие размеры (ее диаметр составляет всего 1200 световых лет) должна была быть давно найдена астрономами. Но дело в том, что положение галактики на небе совпадало с позицией более близкой звезды Млечного Пути. Звездный свет полностью затмевал J1131–31, делая невозможными ее наблюдение. Неудивительно, что некоторые астрономы решили использовать в качестве неформального имени галактики — «Ку-ку», по аналогии с игрой в прятки.

Галактика HIPASS J1131–31 (фото Hubble). Источник: NASA, ESA, and Igor Karachentsev (SAO RAS); Image Processing: Alyssa Pagan (STScI)

Лишь в начале XXI века J1131–31 наконец-то «показала себя», выйдя из-за звезды. Впервые ее заметили в ходе наблюдений, выполненных на телескопах австралийской радиообсерватории Паркс. Но тогда исследователи приняли ее за облако холодного водорода. Уже позже радиотелескоп GALEX помог определить, что на самом деле J1131–31 представляет собой компактную галактику. А недавно телескоп Hubble сумел провести детальные исследования этого объекта и сделал его наиболее детальную фотографию.

Идеальная природная лаборатория

Открытие J1131–31 примечательно не только тем, что галактика так долго пряталась от астрономов, но также ее свойствами. В ходе наблюдений, Hubble удалось идентифицировать порядка 60 звезд J1131–31. Практически все они имеют возраст, не превышающий нескольких миллиардов лет. Кроме того, J1131–31 чрезвычайно бедна на элементы тяжелее водорода и гелия.

Таким образом J1131–31 очень молода и при этом содержит мало тяжелых элементов. Это делает ее очень похожей на самые ранние галактики, сформировавшиеся вскоре после Большого взрыва. По сути, она является природной лабораторией, позволяющей понять, как выглядели и эволюционировали самые первые «звездные острова» во Вселенной.

По словам исследователей, наблюдения Hubble были лишь быстрым взглядом на J1131–31. В дальнейшем они собираются провести углубленное изучение галактики с использованием космического телескопа James Webb. Исследователи надеются узнать больше о ее звездной популяции, а также раскрыть тайну ее происхождения.