«Спектр-РГ» завершил четвертое сканирование неба

Космическая обсерватория «Спектр-РГ» в четвертый раз просканировала Млечный Путь в рентгеновских лучах. Это позволило создать более точную карту неба, содержащую свыше миллиона различных объектов.

Рентгеновская карта неба, полученная обсерваторией «Спектр-РГ» по результатам четырех обзоров. Источник: СРГ/eROSITA

«Спектр-РГ» приступил к выполнению своей научной программы в декабре 2019 года. Каждый день плоскость сканирования обсерватории сдвигается на один градус, позволяя создать соответствующую полосу охвата на карте неба. Таким образом, ей требуется примерно полгода на полное сканирование всей небесной сферы.

По результатам четырех сканирований установленному на борту «Спектра-РГ» телескопу eROSITA удалось засечь свыше миллиона квазаров и двадцати тысяч массивных скоплений галактик, находящихся на космологических расстояниях. Также на его карту попали более трехсот тысяч звезд нашей Галактики с горячими коронами, как у Солнца, но в сотни и тысячи раз более яркими в рентгеновских лучах.

Сравнивая результаты разных сканирований неба, исследователи могут находить произошедшие изменения. Так, в среднем раз в десять дней «Спектр-РГ» фиксирует приливные разрушения звезд сверхмассивными черными дырами. Также ему удалось засечь самый мощный из известных квазаров с рекордным красным смещением.

19 декабря «Спектр-РГ» приступил к выполнению пятого обзора неба, который позволит резко увеличить чувствительность его карты и число найденных рентгеновских источников. В общей же сложности программа миссии рассчитана на восемь сканирований.

Вы также можете прочитать о том, как европейская рентгеновская обсерватория XMM-Newton воспользовалась гравитационной линзой, чтобы рассмотреть далекий квазар.

По материалам https://www.roscosmos.ru