Союзы и противостояния в космосе. Политический хаос

Несмотря на все попытки США, создать единую всемирную систему освоения космоса не представляется возможным. Не удалось даже свести ее к противостоянию двух систем. Сегодня космическая политика — это десятки игроков, которые отстаивают собственные интересы и иногда выстраивают чрезвычайно причудливые союзы.

Участники программы Artemis
Участники программы Artemis. Источник: NASA

Слишком много участников

Завершение повествования. Предыдущие части читайте здесь: первая, вторая, третья, четвертая

И все, что было описано в предыдущих частях, — лишь небольшая часть государств, обладающих собственными космическими амбициями и технологиями для их реализации. Например, есть Бразилия, которая уже несколько десятилетий пытается запускать спутники из собственного космодрома. Не исключено, что она тоже в ближайшее время совершит свой космический прорыв.

Космодром Алькантара в Бразилии
Космодром Алькантара в Бразилии. Источник: Википедия

Есть Индонезия и Малайзия, у которых есть собственные спутники, а также очень хотят иметь собственные космодромы и ракеты. Есть Австралия и Новая Зеландия, которые тоже собираются сделать свои шаги в космос. В частности, именно с территории первой был запущен первый британский спутник. А вторая и сейчас обладает действующим космодромом. Свои космические амбиции имеют и африканские государства.

По состоянию на 2022 год собственные космические агентства располагают 77 государств. 16 из них самостоятельно запускают свои спутники. Неудивительно, что одно из первых направлений, которое они хотят развивать — военное, а главными противниками обычно выступают соседи.

В этих условиях космическая политика имеет тенденцию превращаться в хаос, в котором увидеть определенную систему достаточно сложно. Конечно, можно сказать, что сейчас в космосе, как и десятилетие назад, основой политики является противостояние между возглавляемым США свободным миром и авторитарными государствами, лидером которых является Китай.

Члены APSCO
В азиатско-тихоокеанскую организацию по сотрудничеству в космосе (APSCO) входит очень странный набор государств. Источник: www.alamy.com

На самом деле границы этих союзов достаточно призрачны и неустойчивы. К примеру, существует некая Азиатско-тихоокеанская организация по сотрудничеству в космосе. Ее создал Китай, и основная ее цель — развитие спутниковой навигационной системы «Байду», которая совершенно точно имеет военное применение. Однако в ней отсутствуют Иран, Россия и Северная Корея, наличие которых там можно было бы ожидать. Вместо этого достаточно нейтральные Таиланд, Перу и даже член НАТО Турция. Аналогичным образом «соглашения Артемиды», ставшие эпицентром противостояния США и КНР в космосе, не подписала ближайшая союзница Соединенных Штатов Германии.

Собственные интересы

Понять причину такого положения вещей достаточно легко, если вспомнить, с чего начиналась космическая гонка. Освоение космоса было для СССР и США делом престижа. И несмотря на возрастание значимости спутников и пилотируемых полетов для экономики и военного дела, собственные интересы по этому делу превозмогают все союзы.

Именно поэтому в этой сфере широко распространено распределение задач в совместном проекте. А вот технологиями страны делятся очень редко. Преимущественно их продают либо за очень большие деньги, либо тогда, когда поддержать союзника просто нечем.

Россияне заклеивают на ракете флаги тех государств, чьи интересы не совпадают с их
Россияне заклеивают на ракете флаги тех государств, интересы которых не совпадают с их. Источник: www.hindustantimes.com

Потому что возможности, которых нет у других, — это главный фактор того, сколько других участников космической гонки готовы сотрудничать со страной. Центрами союзов становятся страны с большими возможностями. Но это не значит, что остальные участники выполняют все, что те говорят. Каждый пытается отстаивать свои интересы, а на глобальное противостояние стараются не обращать внимания. Поэтому, кто в космосе окажется врагом, а кто — другом, все больше определяется отношениями с соседями на Земле.

Попытка запретить противоспутниковое оружие

Одной из сфер космической деятельности, в которой интересы ведущих государств могут оказаться решающими, является разработка противоспутникового оружия. Испытание Россией в ноябре 2021-го и начало войны в Украине заставили США начать действовать решительно. Сначала они объявили, что сами отказываются от ракет, способных поражать спутники, а затем призвали весь мир сделать то же самое.

Предложение США уже поддержали их ближайшие союзники: Канада, Австралия, Новая Зеландия, Япония, даже Франция и Великобритания. Но поможет ли это принять соответствующую резолюцию ООН и будут ли ее выполнять пока неизвестно.

Последствия испытания русского противоспутникового орудия
Последствия испытания русского противоспутникового орудия. Инфографика: LeoLabs

Понятно, что Россия и КНР сделают все, чтобы она не прошла голосование. Отказываться от противоспутникового оружия эти страны не собираются. Но и так есть немало тех, кто не спешит поддерживать предложение США. К примеру, ничего не ответила на этот счет Индия. Иран и КНДР почти наверняка будут против. Учитывая это, согласие Израиля и Южной Кореи тоже выглядит сомнительно.

Космические интересы Украины

В таких условиях Украине следует понимать, что в плане создания возможностей для гражданской или военной космической деятельности следует опираться в первую очередь на собственные силы. Определенные возможности международное сотрудничество с ведущими космическими государствами дает, но на самом деле это крохи с их стола.

Успех в космосе в XXI веке, главным образом, базируется на успешном построении национальной космической экосистемы, где государственные гражданские агентства, военные и частные компании распределяют между собой те или иные задачи. Космические союзы в первую очередь должны быть между этими организациями для реализации проектов, которые не могут быть выполнены самостоятельно. Простые схемы в этой области, как показывает опыт других стран, невозможны.

В 2022 году Польша подписала с Украиной соглашение о совместном использовании телескопов. Источник: POLSA

А международное сотрудничество должно быть продолжением внутренней политики в сфере космоса. Учитывая вооруженную агрессию РФ, космическое сотрудничество не только с ней, но и с Китаем кажется маловероятным. Иран и Индия также вряд ли станут нашими близкими партнерами в будущем.

Но сотрудничество с остальными странами вполне способно принести свои плоды. В первую очередь, это, конечно, касается стран, близких к нам географически и имеющих с нашим государством общие интересы на Земле — Польше, Турции, Румынии, Израиля. Перспективным также выглядит сотрудничество с ESA.

Но ничто не запрещает попытаться установить дружеские отношения с более отдаленными Японией, Австралией, Малайзией, Бразилией. Все эти страны желают занять свое место в космосе. Надо только помнить, что у них есть собственное видение того, как должны выглядеть союзы и противостояния за пределами Земли.