Составлена самая подробная карта полярных сияний Урана

Ученые впервые в истории показали Уран в инфракрасном диапазоне спектра. Подобное изображение поможет пролить свет на таинственные полярные сияния и странное магнитное поле седьмой планеты Солнечной системы.

Команда ученых из Университета Лестера в Великобритании использовала инфракрасный телескоп IRTF на Гавайях, принадлежащий NASA. Это позволило по-новому и более детально рассмотреть ледяного гиганта, расположенного от Солнца в 19 раз дальше, чем Земля.

Как и на Земле, полярные сияния на Уране вызываются взаимодействием солнечного ветра с магнитным полем планеты, но ведут они себя совсем иначе.

Дело в том, что Уран вращается вокруг своей оси «лежа на боку» — его экватор почти перпендикулярен плоскости орбиты. Полюса планеты обращены к нашей звезде в течение 42 земных лет каждый. Вдобавок ко всему, магнитные полюса Урана даже приблизительно не совпадают с его планетографическими полюсами, как на Земле, Юпитере или Сатурне, а отклоняются от них на 60°. В результате уранианские полярные сияния освещают небо не над полюсами планеты, а в необычных местах.

Уран
Уран. Снимок аппарата Voyager 2, сделанный в 1986 году. Фото: NASA

«Полярное сияние на самом деле простирается от северного полушария к экватору и опускается в южное полушарие. Это невероятное зрелище», — объясняет доктор астрономии Лестерского университета Эмма Томас.

Для получения изображения всей уранианской поверхности ученые разделили свои наблюдения на три 8-часовых окна в течение трех дней. Они должны были согласовать время каждого окна с 17-часовым периодом вращения. После объединения данных получилась наиболее подробная карта поверхности далекой планеты в инфракрасной части спектра.

Ранее поверхность Урана отображалась лишь в ультрафиолетовой части спектра. Миссия NASA Voyager 2 всего раз пролетела мимо планеты в 1986-м, запечатлев единственный набор ее панорамных изображений.

В 2011 году космический телескоп Hubble впервые обнаружил мерцающие над поверхностью седьмой планеты полярные сияния, каждое из которых покрывает площадь больше Земли. В 2017-м ученые выяснили, что магнитное поле на Уране ведет себя странным образом: его магнитные линии часто отключаются и переключаются в течение уранианских суток, что намекает на их неустойчивость.

«Мы до сих пор не до конца понимаем магнитосферу Урана и ее взаимодействие с солнечным ветром. Картографируя полярные сияния, мы можем лучше понять взаимодействие солнечного ветра с магнитосферой и, исходя из этого, получить лучшее представление о том, как ориентированы магнитные линии», — рассказывает Эмма Томас.

По материалам Space.com