Соседняя звезда поможет объяснить загадку XVII века

Астрономы обнаружили звезду, которая с 2003 года практически не демонстрирует активности. Это явление схоже с минимумом Маундера — 70-летним периодом, в течение которого на Солнце не наблюдалось пятен.

Солнце. Источник: NASA/SDO (AIA)

В период с 1645 по 1715 год  на Солнце практически не наблюдалось пятен. На уменьшение солнечной активности указывают и другие данные, например, анализ изотопов в деревьях и ледниках. Другой интересный факт заключается в том, что по времени минимум Маундера совпал с т. н. малым ледниковым периодом — наиболее холодной фазой глобального похолодания,  происходившего в период XIV—XIX веков.

В попытке объяснить, что же произошло в XVII веке с Солнцем, команда американских астрономов решила проверить, испытывают ли другие звезды схожие изменения своей активности. Для этого они воспользовались архивом наблюдательных данных обсерватории Маунт-Вилсон и обсерватории Кека, охватывающий промежуток в 50—60 лет.

Коллаж, демонстрирующий 11-летний цикл солнечной активности. Источник: NASA

В общей сложности астрономы изучили выборку из 59 звезд, большая часть из которых напоминает Солнце. Наиболее перспективным оказалось светило, имеющее обозначение HD 166620. Ранее оно демонстрировало период 17-летней активности. Однако в 2003 году звезда затихла, на ней не наблюдается признаков пятен, что очень похоже на Солнце в минимум Маундера.

По словам исследователей, они намерены продолжить наблюдения HD 166620 и надеются, что со временем сумеют зафиксировать возвращение ее активности. Это поможет ответить на вопрос о природе минимума Маундера и о том, насколько типично такое поведение для звезд.

Напомним, что недавно Солнце произвело одну из самых мощных за последние годы вспышек.